Виктория Нечаева
Конспект интегрированного занятия «Край наш Кубанский — родная земля» для детей подготовительной группы
Цель. Формируем нравственно – патриотические чувства путём знакомства с особенностями истории и культуры родного края.
Образовательные задачи : учим и закрепляем знания детей о родном крае, его значимость, знакомим с историей малой Родины.
Развивающие. Развиваем познавательный интерес к истории Кубани. Формируем певческие навыки.
Воспитательные. Воспитываем любовь к малой Родине. Чувство гордости за своих земляков.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Край наш Кубанский — родная земля“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа. рушник, кубанцы, казаки.
Предварительная работа. Заучивание стихов, песен, поговорок, пословиц, чтение произведений, экскурсия в музей.
Материалы. Макет казачей хаты, посуда: ложки, самовар, сундук, лавка печь, коврики, презентация.
Ход ООД. Дети входят в зал. Звучит кубанская песня.
(На слайде изображение Кубанских просторов.)
Воспитатель- Казачка.
Мой народ кубанский - хлебосольный.
Много в нём душевной теплоты.
Славься край могучий и раздольный.
Красота родимой стороны.
Здравствуйте гости дорогие!
Маленькие и большие! Милости просим!
(Дети садятся на стульчики.)
Ребята, а я вас приглашаю в виртуальное путешествие в прошлое.
Просмотр мультипликационного фильма «Кубань- Краснодарский край».
Воспитатель проводит короткую беседу по содержанию мультиприкационного фильма.
Вопросы Казачки. - Где мы живём? (На Кубани).
- Как называется столица нашего края? (Краснодар)
- Как в старину называли наш край? (Тьмутаракань)
- Как называли жителей Кубани? (казаки).
- Какие моря есть в нашем крае? (Азовское и Чёрное море)
- Почему наш край называется житницей? (пшеница, подсолнечник, кукуруза, арбузы, фрукты и овощи).
- А давайте вспомним стихотворения о нашей Кубани.
Дети читают стихи.
1ребёнок. На Кубани я родился.
Это Родина моя.
Лучше места нет на свете
Чем Кубанская земля.
2 ребёнок. Куда ни глянь.
Куда не взглянь.
Всё наша Родина Кубань.
Разлились и вдаль и вширь
Не край, а просто богатырь.
В. Наш край прославляют не только в стихах но и в песнях.
Дети исполняют песню «Ой да на Кубани!».
В. Я вижу вы любите свой край. Хотите отправиться в путешествие по нашему краю?
Дети. Да. Хотим.
Воспитатель. Тогда в путь! Я вас приглашаю в гости к настоящей Казачке.
Дети идут по кругу и видят слайд реки Кубани.
Воспитатель. Ребята, а какая самая главная река на Кубани?
- Правильно, Кубань! И я знаю, что вы знаете очень замечательную песню
«У Кубани- матушки реки».
Дети исполняют песню «У Кубани - матушки реки».
Воспитатель. Какие вы молодцы. Продолжаем наше путешествие.
Вот и кубанское подворье. Посмотрите плетень, а на плетне подсолнух.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Передай подсолнух».
Дети становятся в круг, пока звучит музыка, дети передают друг другу подсолнух. У кого в руках окажется подсолнух, когда музыка остановится, тот должен сказать пословицу или поговорку.
Дети: Счастье и труд рядом живут.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб всему голова.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Как батька сказал, так и будет.
Казак силен и крепок дружбой с конём.
Верный конь казака никогда не подведет.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Конь казаку – лучший друг.
Человек без друзей, как дерево без корней.
Доброе братство – дороже всякого богатства.
Атамана из плохого казака не получится. Где казак, там и слава.
Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок, молодцы. А мы продолжаем свой путь. А вот и дом Казачки!
Выходит Казачка. Ребята, как хорошо что вы пришли! Проходите пожалуйста!Я рада всех вас видеть.
Добро пожаловать, заходите в хату. Здравствуйте гости дорогие, гости званные, да желанные. Милости прошу, проходите в хату.
Сейчас я вас приглашаю в хату. Что вы видите вокруг? (печь). Какие предметы стоят рядом с печью? (лавка, корзина с овощами и фруктами, кувшин, ухват, лопатка… и т. д).
А вот стол, Чем накрыт стол? (скатертью).А что стоит на столе?
(Дети перечисляют предметы вокруг).
Воспитатель обращает внимание на рушники.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что это такое?
Дети. Рушники.
Казака 2. Совершенно верно. Издавна, одним из главных предметов кубанской культуры был рушник (вышитое полотенце)
Для детей вышивали маленькие полотенца с цветами или птичками.
Вышивка рушников украшала оба конца, к которым пришивали вязаное крючком кружево, причем обязательной принадлежностью такого рушника была мережка.
К свадьбе, например, девушка готовила себе приданное в виде тканых холстов, дерюжек, дорожек, скатертей, рубах для мужа, подзоров, а также не менее 15 рушников.
Вышивка рушников для свадьбы чаще всего делалась растительным орнаментом (розы, лилии, калина, рябина, ветви, виноград, а также орнаментом птиц, венков. Рушник использовался почти во всех действиях свадебного обряда. Они бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Ребёнок. Вышивала казачка рушник
Поздней ночью при свете луны.
Под рукой разливался родник,
Под рукой распускались цветы.
Напевала о женской судьбе.
Нить скользила тонка и легка.
Богородица-мати, в беде
Не оставь моего казака.
Ребёнок. Вышивала калинову гроздь.
Счетный крест – рукоделье веков.
Лютый враг да непрошенный гость
Пусть не тронут родных берегов.
Вышивала пока рассвело,
Петухи закричали вдали.
В Красный угол легло полотно
Оберегом кубанской земли.
Исполняется танец «Рушничок» (девочки)
Воспитатель 1 : Какие вы молодцы! Вы талантливые.
- Ох, талантливый народ,
У нас на Кубани живет!
Как начнет плясать –
Никому не устоять!
Ведущая 2 : И я приглашаю ребят на Кубанский перепляс. Мальчики, приглашайте девочек.
Танец «Кубанский перепляс»
Звучит музыка, в зал заходит Казак.
Казак: А шо вы тут казачата делаете?
Казачка: Собрались танцевать. Да песни петь.
А ну - ка гости дорогие, удивите нашего гостя.
(Дети исполняют песню «К нам гости пришли»).
Дети садятся на стульчики.
Казак: Я хотел вам ребята, про казаков рассказ сказывать. Ну-ка, послушайте.
У казака самый лучший друг – это конь! И любил казак своего коня больше жизни!
У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знаменем, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
Казак: Как на нашей улице весь народ волнуется,
Едут, едут казаки – удалые молодцы.
За Кубанью, за рекой казаки гуляют,
Едут, едут казаки, песни распевают.
Хлопчики! Выходите, песню заводите!
Исполняется песня «Эх, казачата!»
Казачка: Песню спели вы на диво,
Очень дружно и красиво!
А теперь пришла пора
Поиграть вам, детвора!
А играть мы будем в игру «Коники лихие».
Проводится игра «Коники лихие».
.Вот мы и совершили увлекательное путешествие. Вы многое узнали о Кубани, о её истории и традициях.
Вопросы детям о занятии.
— Давайте вспомним, что нового вы узнали для себя?
— Что вам понравилось больше всего?
— Как вы думаете, почему нужно любить свой родного край?
— А кем вы хотите стать когда выросте, чтобы прославлять свой родной край.
Воспитатель. Дорогие ребята, пройдёт еще совсем не много лет и вы будите принимать активное участие в жизни нашей Кубани, нашего района. И в какой бы стране, крае вы не жили, все должны помнить, что ваша малая Родина – Краснодарский край, ваш любимый город Белореченск.
На этом заканчивается наше увлекательное путешествие.
Я думаю, где бы вы не оказались, вы всегда будите любить и помнить свою Родину.
Ребё нок 1 : А какие сады на Кубани у нас.
А какие девчата красавицы.
Кубань – это житница нашей страны!
Стихами и песнями славится.
Ребёнок 2. Ой, Кубань! Ты мать родная.
Край станиц и хуторов.
Степь от края и до края. Тонет в золоте хлебов.
Ребёнок 3. Ты цвети, моя Кубань,
Становись все краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
Воспитатель. И мне наше путешествие хотелось бы закончить такими словами.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - Родина своя.
И там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.