Валентина Штогрина
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия составили и провели Штогрина В. В., Лещева О
.А. [/b]
Программное содержание: познакомить детей с ремеслами наших предков, вызвать интерес к русским традициям; формировать положительное отношение к труду; закрепить знания об улицах родного города; воспитывать доброту и любовь друг к другу и окружающему миру.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Предварительная работа: Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», лепка горшочков из глины, роспись скатерти в русском стиле, разучивание правил игры «Ручеек», знакомство с ремесленными слободами города Москвы.
Материалы: Куклы - Аленушка, Иванушка, разрезные картинки «Скатерти», соленое тесто, ковролиновые сапоги на липучках с элементами узоров и украшений, куклы би-ба-бо: сапожник, ткачиха, пекарь, гончар; кожаная обувь, глиняная посуда, глиняные игрушки, вышитые скатерти и полотенца, прялка, печка, муляжи каравая и кренделей, кукольные кожаные сапоги, музыка в русском стиле для конкурсов и игры.
Ход занятия
(Аленушку озвучивает магнитофонная запись)
Воспитатель 1: Ребята, посмотрите, наша группа теперь напоминает старую Москву. Ой, а кто это пришел к нам в гости.
Аленушка : Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам за помощью. Сегодня у моего братца Иванушки день рождения и я хочу сделать ему подарок и накрыть праздничный стол. Мне сказали, что в Москве есть ремесленные улицы и живут там ремесленники люди добрые, да веселые и любят в разные игры играть да загадки загадывать. У них есть подарок для моего братца. Только боюсь, что одна я с их заданиями не справлюсь. Можете Вы мне помочь?
Воспитатель 1: - Ребята. Может быть, мы с вами поможем Аленушке?
Ответы детей.
Воспитатель 1: Аленушка, а что ты хочешь попросить у ремесленников?
Аленушка : Мне нужны для Дня Рождения Иванушки кожаные сапоги, нарядная скатерть, глиняные миски и угощение – калачи да пряники.
Воспитатель 1: Ну что ж, тогда отправляемся в путешествие.
Дети с воспитателем подходят к первому оформленному стенду, на котором расставлена кожаная обувь. Наверху висит эмблема сапога.
Воспитатель 1: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?
( Дети: к сапожнику)
Воспитатель 1: А на какой улице в Москве жили и работали сапожники?
( Дети: Кожевническая улица)
Воспитатель 1: Почему она называлась Кожевническая, а не Сапожная?
(Потому что сапоги делали из кожи)
Воспитатель 1: А что еще можно сделать или сшить из кожи?
(Ответы детей)
Сапожник (Воспитатель 2 с куклой би-ба-бо) : Здравствуйте. Зачем пожаловали, гости дорогие?
Воспитатель 1: Мы помогаем Аленушке. Ей нужен подарок на день рождения братца – кожаные сапоги.
Сапожник: Есть у меня сапоги, но получить вы их сможете, если отгадаете мои загадки.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью.
(Башмаки)
Что же летом на ногах?-
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену…
(Босоножки)
В них упрячешь две ноги –
И в мороз гулять беги.
(Валенки)
Живут дома близнецы,
Надевают их на пятки,
Только эти сорванцы
Очень любят прятки.
Они прячутся под креслом,
Под диваном и столом,
Не поставишь их на место –
Будешь шлепать босиком.
(Тапки)
Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги)
Две резиновые Рыбки,
Обуваю без ошибки.
На веселенькие ножки
И гуляю по дорожке.
(Резиновые сапоги)
Что на ножки надевать,
Чтобы прыгать и скакать?
Чтобы ножки не опухли,
Надевать что нужно? (Туфли)
Сапожник отдает детям ковролиновые сапоги.
Воспитатель и дети: Нет, нам нужны кожаные сапоги…
Сапожник: А вы попробуйте эти украсить, а потом получите кожаные сапоги!
Дети выкладывают симметричный узор на сапогах, и сапожник отдает детям сапоги из кожи.
Воспитатель и дети: Спасибо, до свидания.
Воспитатель подводит детей к стенду оформленному в виде дома пряхи. Стоит прялка, развешаны вышитые полотенца и скатерти. Висит эмблема с прялкой.
Воспитатель 1: Ребята, а кто у нас тут живет и что это за место?
( Дети: Ткачи)
Воспитатель 1: А как называлась улица в Москве на которой жили ткачи?
( Дети: Столешников переулок)
Воспитатель 1: Что же делали ткачи?
( Дети: Ткачи шили скатерти.)
Воспитатель 1: А с помощью каких инструментов они эти скатерти изготавливали?
( Дети: Им нужны были прялки и ткацкие станки)
Воспитатель 1: А почему переулок называется Столешниковый?
( Дети: Потому что скатерти стелют на стол.)
Воспитатель 1: Вот сюда - то нам и надо.
Стучат
Ткачиха (Воспитатель 2 с куклой би-ба-бо) : Здравствуйте, ребята, я слышала, вам скатерть нужна, а у меня как раз новая скатерть есть, но просто так я вам её не подарю.
Воспитатель 1: А что нужно сделать, чтобы скатерть в подарок получить?
Ткачиха: А нужно из разных лоскутков скатерти собрать!
Воспитатель 1: Ну, что ребята попробуем?
Дети делятся на небольшие группы и собирают разрезные картинки - скатерти.
Ткачиха: Какие молодцы! Вы заслужили новую скатерть, можете забрать её.
До свидания!
(Дети берут скатерть, которую расписывали на предыдущем занятии)
Воспитатель 1: Ребята, посмотрите, а там за рекой Гончарный переулок. Давайте превратимся в ручеек и переберемся через реку.
Дети под р. н. музыку играют в игру «Ручеек»
Воспитатель подводит детей к стенду на котором стоит глиняная посуда: крынки, миски и глиняные игрушки. Рядом висит эмблема с горшком. Там их ждет Воспитатель 2 с куклой би-ба-бо Гончар.
Воспитатель 1: Ребята, как вы думаете на какой улице мы с вами очутились?
( Дети: Это Гончарная улица, на ней жили гончары.)
Воспитатель 1: А чем занимались гончары?
( Дети: Они делали посуду из глины)
Воспитатель 1: А какие инструменты им были нужны для изготовления глиняной посуды?
( Дети: Глина, гончарный круг и печь)
Воспитатель 1: Здравствуй, гончар. Не поможешь ли ты нам? Нам очень нужна глиняная посуда.
Гончар: Отчего же не помочь. Помогу. Только поиграйте со мной. Я буду называть вам слова без первого звука, а вы будете отгадывать их.
Гончар загадывает слова: (Т…арелка, (К…астрюля, (Б…людце, (П…оловник, (М…иска, (В …илка, (Н…ож, (Л…ожка, (С…коворода, (Ч…ашка, (С…ахарница, (С…олонка, (Х…лебница, (К…овш, (М…асленка.
Гончар отдает мисочки, вылепленные детьми на предыдущем занятии.
Воспитатель 1: Спасибо, Гончар. До свидания.
Дети переходят к стенду, оформленному как пекарня. Стоит русская печь, на ней лежат муляжи кренделей и каравая. Воспитатель подводит детей к эмблеме с калачом. Там их ждет Воспитатель 2 с куклой би-ба-бо Пекарь.
Пекарь: Здравствуйте ребята, зачем в гости пожаловали?
Воспитатель 1: Здравствуйте. Ребята, как вы думаете, что это за улица такая?
( Дети: Это Калашный переулок.)
Воспитатель 1: А кто мне ответит, почему она так называется и кто на ней жил и работал?
( Дети: Здесь жили пекари и пекли калачи.)
Пекарь: Какие вы молодцы, правильно ответили. Я тут выпекаю калачи, да баранки, а еще пироги, да булочки.
Воспитатель 1: А нам с ребятами и Аленушкой очень бы пригодились бы калачи к праздничному столу.
Пекарь: Так давайте мы с вами все вместе слепим калачи.
Дети лепят из соленого теста калачи, складывают их на поднос. Прощаются с пекарем.
Воспитатель 1: Ну что ж пора готовиться к празднику. Давайте накроем стол.
Совместно с детьми стелим подаренную скатерть, расставляют глиняные мисочки и поднос с крендельками и пирогами из соленого теста. Накрывает стол к празднику. Кукла Аленушка (Воспитатель 1) вручает кукле Иванушке (Воспитатель 2) подарок – кожаные сапоги.
Дети поют «Каравай» для братца Иванушки.
Аленушка благодарит ребят за помощь и прощается с ними.