Надежда Рыбалкина
Конспект ООД по развитию речи в средней группе. Рассказывание сказки «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Помочь ребятам понять смысл этой мудрой, увлекательной сказки. Вспомнить с ребятами присказки, конец сказок. Дать с ребятами характеристику героям, воспитывать интонационную выразительность речи, любовь к сказкам.
Словарная работа:
Один-одинешенек, хлебну из копытца, купец, жар донимает.
Методы и приемы:
Толкование незнакомых слов, чтение отдельных отрывков, вопросы, театрализации.
Ход:
(Вывешиваю на доске иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в средней группе, Рассказывание сказки „Сестрица Аленушка и Братец Иванушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Как вы думаете, что это за ребята? Куда они направляются? (Ответы детей)
- Эти ребята из русской народной сказки, сочиненной очень-очень давно, так давно, что еще ваши дедушки и бабушки слушали ее, когда были такими же малышами, как вы. Я знаю, ребята, что вы все очень любите слушать сказки, и у каждого из вас есть своя, любимая. Есть любимая сказка и у меня – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Я говорила, что ее сочинили очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова и выражения, которые остались только в сказках.
Представьте себе такую погоду: Дождь льет как из ведра, слякоть. Пройдет человек, ели ноги из грязи вытягивает. Что остается, когда человек вступил в грязь?
- Следы.
- Животные тоже оставляют свои следы. Пройдет корова и оставит свой коровий след от своего копытца. А когда коза оставит след, как называется такой след?
- Козий.
- А вот маленький следок от курицы. Чей след остался?
- Куриный.
- Потом пригреет солнышко, повеет ветерок, а следы в виде ямок с водой, так и остаются. А еще я хочу объяснить, кто такой купец. Купец- это такой человек, который покупает разные товары, а потом продает их.
- Ребята, я знаю какие вы смышленые и сообразительные, может напомните какие-нибудь присказки?
(«Жили были», «В некотором царстве в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»).
- Сказываются сказки стариками да старушками на утешение, а детям на послушание. Послушайте русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказываю сказку).
- Чудесная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели и хорошему концу порадоваться. Ребята, так что мы слушали, сказку или рассказ? (ответы детей).
- Какие же сказочные события происходили в сказке?
- (Мальчик превратился в козленка)
- Только в сказках слова звучат необычные, действительно сказочные, выражения красивые и богатые, такие, как раньше на Руси говорили, послушайте, как они звучат в сказке.
… Остались Аленушка да Иванушка одни-одинёшеньки.
… Идут они по дальнему пути, по широкому полю.
… Шли они шли, солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
- Ребята, представьте, как сильно палило солнце, зной, в горле пересохло, казалось, не было сил идти дальше.
- А вот ребята, посмотрите, стоят коровье, лошадиное и козье копытца, полные водицы. Давайте остановимся возле коровьего копытца и послушаем, как Иванушка просит хлебнуть водицы из копытца (читаю отрывок).
- Саша ты не против побыть Иванушкой? А ты Света, обернись в Аленушку. Я думаю, вы все запомнили, каким тоном, как жалобно просил Иванушка водицы. (2 раза).
- Сказочные вы мои, «Иванушки», в ваших голосах столько бессилия, усталости. Аленушке было очень жалко младшего братца, да и самой было не легко, но она была умная, рассудительная и заботливая. Только поэтому она не позволяла пить из копытец воду. Своим нежным, добрым голосом Аленушки, вы сумели убедить братца не пить водицу из коровьего копытца.
- Но почему всё же случилась беда? (не смог Иванушка удержаться и испил воды из козьего копытца).
- А сейчас ребята я напомню вам самый печальный эпизод в сказке, когда козленочек звал сестрицу :
- Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!
- Иди Сережа три раза покружись и в «козленка» превратись, я думаю, у тебя получится жалобно-жалобно произнести эти слова. Ребята, а мне позвольте побыть в роли Аленушки(2 раза) .
- А теперь с помощью волшебной палочки я превращаю вас в «козлят» и вы все вместе попробуете позвать Аленушку.
- Да, вы были прекрасными артистами! Мы столько переживали за героев сказки, но как обрадовал нас её конец! Добро победило зло!
- Какими словами можно закончить сказки? (стали они жить поживать, да добра наживать….Зажили они счастливо, да с миром…. Тут и сказки конец, кто дослушал молодец.
- И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.