Ирина Жирова
Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет «Закружилась листва золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет
Цель: Обобщить представления детей об осени и осенних явлениях, через творчество С. А. Есенина, изобразительного искусства, слушания классической музыки.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять представление о жизни и творчестве известного русского поэта;
- формировать умение понимать поэтические образы в стихотворениях;
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе через поэзию С. Есенина;
- закреплять представление об осени и её признаках;
- закрепить прием рисования «One stroke»(рисование мазками);
Темочки:
-создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
-приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
-продолжать обучать сравнению музыкальных и художественных произведений с похожими названиями «Осень»;
-учить слушать детей музыкальные произведения и учить видеть в них описанное музыкой явление природы.
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;
- развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать связную речь;
- развивать любознательность, внимание, интерес;
- закреплять полученные знания об осени на примерах классической
музыки и изобразительного искусства;
- развитие творческого мышления детей, тембрового и ритмического слуха, координацию движений, внимания, памяти и цветового восприятия через образное, нравственно-эстетическое постижение классической музыки;
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисовании;
-развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
- создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе;
-воспитание любви, уважения к культуре и истории русского народа, воспитание культуры слушателя и исполнителя;
- воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
- воспитывать любовь к малой родине, родному краю.
Программное содержание:
Закреплять знание детей о творчестве Сергея Есенина, его произведений, краткой биографии, закрепить признаки осени, развивать умение передавать красоту осенней природы, умение подбирать слова прилагательные или близкие по смыслу к слову. Формировать положительное отношение к творчеству С. А. Есенина, чувства любви и заботы о природе. Учить создавать образ осени нетрадиционной техникой исполнения, развивая воображение и фантазию.
Предварительная работа:
Знакомство с биографией С. А. Есенина, с его творчеством и заучивание некоторых стихотворений: «Нивы сжаты», отрывок «Закружилась листва золотая», «Буря», «Небо тучно, ветер шумит», «Закружилась листва золотая». Наблюдение за осенней природой, беседа по картинам, выявление признаков осени. Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования «One stroke»(техника рисования мазками).
Оборудование:
Видеоролик песни на слова С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», музыка Григория Пономаренко; видео физической минутки «Осенние листочки»; пара осенних листочков из картона для каждого ребенка; картинки признаки осени; краски, кисти, баночка с водой, альбомный лист для каждого ребенка; музыка А. Л. Вивальди «Осень» из альбома «Времена года», ноутбук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группе подготовлены две зоны: одна зона - столы со стульями (на столах подготовлены баночки с водой, кисти, краски, альбомный лист, салфетка для промакивания кисти, вторая зона – стулья стоят полукругом и подготовлена интерактивная доска).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в окошко заглянуло солнышко, оно нам хочет подарить свое хорошее настроение. Вы хотите, чтобы у вас было хорошее настроение? Так давайте примем от солнышка теплое и хорошее настрое и подарим его друг другу.
(Дети становятся в круг и по очереди, берясь за руки «передают» свое хорошее настроение друг другу).
И вот ваше хорошее, тёплое настроение и вернулось ко мне.
Ребята присаживайтесь на стульчики.
(Дети рассаживаются на стульчики полукругом напротив доски).
Ребята посмотрите на доску.
(Воспитатель включает видеоролик песни на слова С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», музыка Григория Пономаренко, песня сопровождается видеороликом осенней природы, улетающих птиц, портретом С. А. Есенина).
Ребята, вы послушали песню, посмотрели видеоролик. О чем это видеоролик?
Дети: про осень, осеннюю природу, улетающих птиц.
Воспитатель подводит детей, что ролик про осень.
Воспитатель: правильно вы сказали, что в ролике отражена красота осенней природы. А вы обратили внимание, что в фильме был портрет, кто же знает чей это портрет?
Дети: Это портрет С. А. Есенина.
Воспитатель: А как вы думаете, как С. А. Есенина связан с этой песней, с осенью?
Дети: Слова песни «Отговорила роща золотая» написаны С. А. Есениным.
(На доске появляется портрет С. А. Есенина)
Воспитатель: А как имя Есенина связано с осенью.
Дети: Сергей Есенин родился осенью.
Воспитатель: правильно С. А. Есенин родился осенью, давайте вспомним немного биографии?
(Дети вспоминают ранее изученный материал биографии С. А. Есенина, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает детям с ответами если они затрудняются ответить.)
Дети: Поэт родился давно, 21 сентября (3 октября по старому стилю) 1895 года, в селе Константиново недалеко от города Рязань, на берегу широкой реки Оки. Мальчик воспитывался дедом и бабушкой. Дед научил Серёжу читать, бабушка рассказывала ему народные сказки и пела песни. Мальчик очень любил природу и животных. Однажды ночью он водил коней на выпас и увидел, как лошадь пьёт воду из реки в том месте, где отражалась луна. Тогда Есенину показалось, что лошади пьют луну.
Воспитатель: А какой был Есенин?
Дети: У Серёжи были лучистые глаза – синие, как васильки во ржи, и золотые кудри, похожие на колосья в поле.
Он был весёлым, озорным, дружелюбным, любил зверей. В то время на улицах почти не было автомобилей. Пассажиров перевозили извозчики на лошадях. Есенин признавался, что носит на голове старомодную чёрную шляпу цилиндр только для того, чтобы насыпать в неё овёс и кормить уличных лошадок. Вот таким добрым человеком он был.
Воспитатель: А кто помнит, когда поэт написал первое стихотворение? О чем он писал?
Дети: Первое стихотворение мальчик написал в 8 лет. В своих стихах он говорил о красоте России: золотых клёнах, серебристых берёзках, деревянных избах, старинных церквях, добрых людях и зверях.
Воспитатель : Правильно вы все сказали. Сергей Есенин — великий русский поэт. Он очень много писал стихов про природу и о природе. Многие его стихи стали песнями. Их знает наизусть вся Россия. Поэт много путешествовал, из родного села Сергей уехал в Москву, а затем побывал во многих других городах. Он даже плавал на большом пароходе в Америку. Но из всех уголков огромной земли поэт больше всего любил Россию.
Я вам предлагаю тоже попутешествовать и совершить путешествие в осенний лес. У вас под стульчиками лежать осенние листочки, давайте их возьмем и отправимся в осенний лес.
На экране появляется физминутка «Осенние листочки», дети выполняют движения с листочками под музыку.
Физминутка: «Осенние листочки»
Воспитатель: Ну вот, мы с вами погуляли по осеннему лесу. А какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А почему осень? А не лето? Зима? Как вы определили?
Дети называют признаки осень и на экране появляются картинки с этими признаками:
Пожелтели деревья, трава.
Улетели птицы в тёплые края.
Небо стало хмурым, чаще идут дожди.
Похолодало, люди одели теплые одежды.
Животные делают запасы на зиму.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали признаки. Давай вспомним стихи про осень С. А. Есенина.
Дети читают стихи: «Нивы сжаты», отрывок «Закружилась листва золотая», «Буря», «Небо тучно, ветер шумит».
Воспитатель: Ребята, молодцы. Я вам предлагаю послушать осень, как она звучит? Вы слышали, как звучит осень?
Дети :нет.
Воспитатель: Был такой итальянский композитор Антонио Лучио Вивальди, так он через музыку мог показать, как звучит - осень, зима, весна, лето. Я вам предлагаю послушать музыку Вивальди «Осень», а свои музыкальные впечатления отобразить на бумаге с помощью красок, вы нарисуете мазками каждый свою осень. А потом мы посмотрим, у кого какая получиться осень.
Дети рассаживаются за столы, где подготовлены краски, кисти, альбомная бумага, вода.
Звучит музыка А. Л. Вивальди «Осень», дети рисуют нетрадиционной техникой рисования «One stroke»(техника рисования мазками).
Воспитатель: Ребята, вы услышали, как звучит осень? Вам понравилась?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, у кого какая осень получилась? У всех разная осень, у кого- то грустная, у кого -то солнечная, радостная. Мы с вами сделаем выставку ваших рисунков. А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии, что вспоминали? Что больше всего понравилось?
Ответы детей: про осень, признаки осени, вспомнили творчество и биографию С. А. Есенина, познакомились с музыкальным произведением А. Л. Вивальди «Осень», рисовали нетрадиционным способом.
После занятия устраивается выставка детских рисунков «Моя осень», нарисованных нетрадиционной техникой рисования «One stroke»(техника рисования мазками).