Марина Балясова
Конспект интегрированного урока в 4 классе «Что роднит музыку с литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер класса - Показать взаимосвязь музыки и литературы.
Задачи:
- личностные УУД :
1. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.
2. этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
Публикация «Конспект интегрированного урока в 4 классе „Что роднит музыку с литературой“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
4. уважительное отношение к иному мнению, к культуре своего народа;
5. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-метапредметные – коммуникативные УУД:
1. размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
2. понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
3. Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.
4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
5. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
6. Размышлять об изученном музыкальном и литературном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
7. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
8. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Регулятивные УУД:
1. Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-Предметные – познавательные УУД:
1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.
2. Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.
3. Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (характер, образ, интонация, жизнь, общность жанров).
Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги. Меня зовут Марина Евгеньевна.
Искусства рождаются из единого источника и вырастают на единой почве.
Всё это – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора,
и художника.
Интеграция искусств, их синтез (а вместе с тем и взаимовлияние органов чувств) – это соединение разных искусств в художественное целое, обладающее эмоциональным воздействием, которое организует духовную среду.
В современном музыкально-образовательном процессе интеграция искусств стала одним из
направлений в преподавании предмета «Музыка» в школе.
Уроки музыки я стараюсь строить так, чтобы ребенок находился в постоянном диалоге с композитором, писателем, художником. В результате этого ребята воспринимают музыкальные произведения единой, живой, объемной картиной реального мира.
Предлагаю вашему вниманию мастер класс интегрированного урока в 4 классе
тему которого вы мне сами сформулируете в конце мастер класса.
Цель сегодняшнего мастер класса : выявить общие черты связи музыки и литературы, через анализ музыкального и литературного произведения.
-Давайте рассмотрим связь музыки с литературой.
-Назовите мне самый простую и доступную форму вокальной музыки, в которой просматривается
связь музыки и литературы. Чтобы назвать точно эту форму. послушайте стихотворение Ивана Захаровича
Сурикова. (Кирилл Медников 7 класс- в записи)
-Итак о какой форме вокальной музыки в стихотворении идет речь? - (Песня)
-Среди народных песен мы с вами уже можем выделить их жанры? – (организуют труд, песня на ночь, на свадьбах, о красоте родного края или любви) - (Трудовые, свадебные, колыбельные, лирические)
Давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни.
Что станет с песней, если в ней не будет слов?
-Сможем мы её исполнить? (Да, на гласную "о" или "а")
-Такое исполнение мелодии голосом без слов называется как?- («Вокализ»).
-А теперь прослушайте романс «Жаворонок» без слов в инструментальном исполнении солирует фортепиано – как воспринимается на слух романс без слов?
- Постарайтесь его не просто прослушать, но и решить поставленные задачи:
-Определите жанр муз произведения?
-Придумайте название к произведению.
(по характеру музыки- настраивает эта мелодия на труд? Удобно солдату маршировать под эту песню или слушая её что хочется делать?- (Помечтать и расслабиться.)
-какой характер? - (Нежный, трепетный)
-отсюда жанр? - (Лирический)
-Какие изобразительные моменты несут в себе музыкальные трели и форшлаги? - (Пение птиц).
Слушание. Ответы на вопросы.
-Итак, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы?
-Какие бы крупные вокальные жанры в музыке прекратили вообще своё существование? - (Кантаты, оперы, мюзиклы, оперетты и. т. д.)
Послушаем и проанализируем стихотворение Нестора Васильевича Кукольника, «Жаворонок»
Стихотворение читает Кирилл Медников учащийся 7 класса нашей школы в записи)
- О чем нам рассказывает данное стихотворение? - (О тоске и любви жаворонка к своей подруге)
-отсюда стиль содержания текста?
-О каком образе рассказывает автор? - (лирический)
-А какой интонацией читал текст Никита? - (трепетный)
-А сейчас для вас исполнит романс
М. И. Глинки «Жаворонок» учитель музыки Марина Балясова МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» в записи)
Жанр музыкального произведения - РОМАНС
Понятие «романс» - записать в тетрадь и выучить наизусть.
Романс это -небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
-В чем различия восприятия этих двух произведений? (В первом нет текста, мы понимаем содержание только по интонации и характеру мелодии, а во втором заложена программа, есть название и текст)
-Так что же объединяет и мелодию и текст в этих произведениях? - (Образ, жанр, интонация, характер - ЛИРИЧЕСКИЕ)
-Как взаимодействует музыка и литературный текст в произведении? - (Взаимодополняют друг друга, оказывают еще большее воздействие на душу)
- Откуда и поэт, и композитор черпают вдохновение для создания своих произведений? -(из реальной жизни)
-Два вида искусства-музыки и литературы, взаимодополняют, друг друга и роднятся в этих произведениях.
-Исходя из содержания материала попробуйте сформулировать тему урока?
Предлагаемые названия темы сохраняют основную идею уже существующей темы, которая звучит так
«Что роднит музыку с литературой»
Вывод:
-Проанализировав музыкальное и литературное произведение мы с вами выявили общие черты, связывающие музыку и литературу, это жанры произведений, их образы, характер, интонации и реальная жизнь.
Тем самым мы реализовали поставленную цель мастер класса. А также увидели объемную картину реального мира благодаря синтезу искусств музыки и литературы.