Хадижа Альбертовна Г
Конспект интегрированной ООД «Животные Севера» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного ООД «Животные Севера»
старшая группа
Воспитатель: Гусейнова Хадижа Альбертовна
Цель:
• формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации;
Публикация «Конспект интегрированной ООД „Животные Севера“ в старшей группе» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
• формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере;
• знакомить с животными, занесенными в Красную книгу. Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера зимой.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- углублять представление детей о животных Крайнего Севера;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь
Материалы:
- глобус; видеоролики
- иллюстрации с животными Севера;
- презентация «Животные Севера».
-песня «Где то на белом свете»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель ;Ребята, вы знаете что это? Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много. И там живут кто?
Давайте посмотрим вот на эту часть глобуса. Это – Африка и там очень жарко. А какие звери живут в жарких странах?
(слайд картинка животные Африки – показ на телевизоре)
А теперь поднимемся выше. Здесь растет очень много деревьев. Какие деревья вы знаете? (дуб, береза, елка).А где растет много деревьев? В лесу. Каких животных леса вы знаете?
(слайд картинка животные леса – показ на телевизоре)
Воспитатель; а сейчас я хочу спеть для вас одну песенку (поет)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
Сегодня мы отправимся с вами туда,
Где царит царство холода, снега и льда!
Воспитатель. : Путь предстоит не ближний!
(видео- ролик северного полюса)
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.
Ребята, а мы где живем?
Дети: в республике Дагестан
В. : Давайте найдем на карте Дагестан
Дети показывают.
В. : Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?
Дети показывают Арктику на глобусе.
В. : Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север на самолёте.
Дети встают в круг, закрывают глаза, открывают и оказываются в центре Арктики (кругом льдины, картинки с животными).
В. : Ну, вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?
Ответы детей (потому что тут очень холодно,морозы, дуют вьюги, метели и пурга)
Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам здесь очень холодно.
Давайте погреемся.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
Воспитатель. : Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?
Дети: белый медведь!
Ребенок –медведь
Здравствуйте ребята
Шубку белую имею
Я на севере живу,
Рыбку я ловить умею,
К ней на льдинке подплыву
Носик лапкой прикрываю,
Чтоб в снегу не выделяться,
Кто меня увидит — знает:
С Мишкой лучше не встречаться!
Так на Севере бескрайнем,
Проживаю много лет,
«Бурого» братишка дальний,
Белый Северный медведь.
Воспитатель. : Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800-1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: шуба у него белая и снег белый.
Воспитатель. : Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!
Как вы думаете, почему?
Дети: У него теплая шуба.
Воспитаель. : Да, Мех медведя почти не промокает, т. к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
Чем питается белый медведь?
Ответы детей. рыбу, яица, птенцов, детенышей животных, тюлени, ягодами и мхом.
Воспитатель. : Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2–3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.
Воспитатель. : Дальше будем передвигаться на лыжах.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
Воспитатель. : А вот животное, которое питается только рыбой.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень)
Ребенок – тюлень
Здравствуйте друзья
Ловил я рыбу целый день!
Соснуть бы мне часок — другой!
Пустите, братцы, на постой!
Я рядом с катером могу,
Прилечь вон там, на берегу,
Вы постояльца потерпите,
И близко, чур, не подходите!».
Воспитатель ребята тюлень прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?
Ответы детей. они большие неповоротливые
Воспитатель. : Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин
Воспитатель. : Двигаемся дальше!
Дети прыгают с льдины на льдину (обручи).
Ребята, а что это за птицы на льдинах?
В Антарктиде кто не знает,
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же …. (пингвин)
Дети: Пингвин.
Воспитатель. правильно пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.
Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.
Ребенок – пингвин
Я - пингвин. Образ жизни - особый.
Место жительства - холод и льды.
Знает даже тукан толстолобый,
Что здесь много холодной воды.
Научу петь пингвинии песни,
Плыть на спинке и на животе!
И нырять и выныривать, если
Опасность преследует нас.
Воспитатель. : Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.
Он вездеход, он пароход
И к тому же самолет!
Везде проедет, везде пройдет —
В любую погоду дорогу найдет!
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Ребенок – олень
У меня на лбу рога,
Чтобы победить врага.
В тундре людям без оленей
Не прожить в своих селеньях:
Вмиг домчат олени сани,
Даже вездеход отстанет.
В Арктике, на Севере
С незапамятных времён
Помогаю людям я.
Физкультминутка "СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ"
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (Присесть на импровизированные льдинки)
Воспитатель. : Да, дети, это благородный олень, он помог нам добраться до детского сада. Не страшны оленям ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика.
Воспитатель. : Ребята, посмотрите (видео ролик северное сияние, что за чудо, что за диво – небо так горит красиво!
Дети ; северное сияние
Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном краю мы не можем наблюдать Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.
Я предлагаю вам нарисовать северное сияние нетрадиционная техника рисования используя целлофановый пакет.
Рисование северного сияния целлофановым пакетами (нетрадиционная техника рисования)
А наше путешествие подошло к концу.
Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться.
К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем