Екатерина Генералова
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим «Украшаем окна к Новому году»
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим «Украшаем окна к Новому году (дымковская роспись)» в подготовительной к школе группе
Автор:
Генералова Екатерина Терентьевна
2020 год
Название: «Украшаем окна к Новому году (дымковская роспись)»
Подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим „Украшаем окна к Новому году“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование, «Социально-коммуникативное развитие» (патриотическое воспитание, нравственное воспитание, коммуникативное развитие, «Речевое развитие» (развитие связной речи, формирование грамматического строя речи, формирование словаря, «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром, «Физическое развитие» (охрана и укрепление здоровья, развитие физических качеств).
Используемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающая технология (сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, игровая технология (игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, технология исследовательской деятельности (дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, целенаправленная продуктивная деятельность).
Цель: знакомство детей с народной культурой, создание в групповой комнате обстановки праздника, формирование эстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания детей о Дымковской игрушке, истории ее возникновения;
закреплять знание цвета и особенностей узоров;
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
формировать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
активизировать речь детей, совершенствовать умение формулировать предположения и делать выводы.
Развивающие:
развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
развивать мышление, память, внимательность, воображение;
развивать чувство симметрии, ритма;
развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;
развивать речь связную речь, грамматический строй речи дошкольников;
развивать физические способности детей, моторику.
Воспитательные:
приобщать детей к истокам русской культуры;
формировать умение отвечать на вопросы, не перебивая сверстника, выслушивать ответы других;
формировать отношения дружбы и сотрудничества в детском коллективе;
воспитывать гордость за свою страну.
Материал, оборудование:
Иллюстрации, картинки дымковской игрушки; кукла Незнайка (обязательно в головном уборе и шарфе); весёлые русские народные песни; CD – проигрыватель; шаблоны дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь; снежинки для наклеивания на стекло, напечатанные трафареты (контуры) на цветном картоне – круглой формы.
Методы и приемы:
Словесный – стихи, загадки; беседа, рассказывание, объяснение, рассуждение.
Игровой – дидактическая игра «Найди различия».
Практический – пластический этюд «Ёлочка», физкультурная минутка «Дымковские узоры», рисование дымковских узоров на круглой форме, разукрашивание петушка дымковской росписью.
Наглядный – иллюстрации, картинки дымковской игрушки.
Предварительная работа:
Беседы: «Любимые праздники», «Чем украшают ёлки», «Народные промыслы».
Проза, поэзия: В. Ладыжец «Елочка», А. Л. Барто «Два снежка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Е. Трутнева «С Новым годом!», Л. Воронкова «Таня выбирает елку», В. Одоевский «Мороз Иванович», рус. нар. сказка «Снегурочка», «Народное искусство: художественные промыслы СССР» фотоальбом / Сост. Б. М. Носик, Л. Берсенева «Мастерами славится земля: дымковская игрушка».
Дидактические игры: «По какой дорожке?», «Что лишнее?», «Собери картинку», «Узнай по описанию».
Подвижные игры: «Найди тропинку», «Догони и осаль», «Собери в коробку», «Добеги до домика».
Театрализованные игры: «У ёлки», «Музей».
Сюжетно-ролевые игры: «Праздник», «Гости».
Ход НОД:
Организационный момент
На углу стола сидит Незнайка. Воспитатель наклоняется к нему сначала немного, потом ближе, и ещё ближе, прислушивается.
Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Говорит, гулял без шапочки, простудился, и потерял голос. Теперь говорит только шепотом. Но дело даже не в этом… Он шел по городу, и видел, какой он нарядный. Просит рассказать, почему. Расскажем? (скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку)
Воспитатель. Правильно! Скоро праздник Новый год.
Ёлочки в домах стоят,
Украшеньями блестят.
Весёлый праздник Новый год
Нас поджидает у ворот.
Воспитатель наклоняется к Незнайке, слушает.
Воспитатель. Незнайка говорит, что помнит, как украшают ёлку, но не знает, чем украшать дом. Расскажем? Покажем? Хорошо.
Основная часть
Воспитатель. Давайте покажем Незнайке, какие бывают ёлочки.
Пластический этюд «Ёлочка»
Стояла ёлка на опушке,
На лапах – снежные подушки. Встать прямо, руки внизу, чуть разведенные в стороны
Дует зимний ветерок,
Качает ёлку в правый бок Несколько раз нагнуться вправо
Снова дует ветерок,
Качает ёлку в левый бок Несколько раз нагнуться влево
Наша ёлочка проснулась
И от снега отряхнулась. 3 раза встряхнуть руками
Дети к ёлке подбежали,
Мишурою украшали. Плавно повернуться вокруг себя
Праздничная ёлочка
Стоит, сложив иголочки.
Не колоть старается,
Ребятам улыбается. Слегка, улыбаясь, чуть приседать и помахивать руками с растопыренными пальцами
Воспитатель. А теперь расскажем Незнайке, чем украшают дом.
(ответы детей).
Воспитатель. Молодцы. А чем раньше наши прадедушки и прабабушки пользовались, чтобы сделать дом праздничным?
(показывает иллюстрации, картинки дымковской игрушки).
Воспитатель. Вы узнали эти игрушки? Расскажите Незнайке.
(Промысел родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. Использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. На игрушках кружочки, точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы).
Воспитатель. Поиграем в игру.
Дидактическая игра «Найди различия»
Картинки похожи, но не одинаковые найдите, в чем разница.
Воспитатель. Незнайка говорит, что наши-то окна не украшены! Предлагаю сделать и на наши украшения с дымковской росписью. Вспомним, какие узоры и элементы используются в дымковской росписи.
Воспитатель. Сейчас мы сделаем украшения с дымковской росписью, а Незнайка поможет нам украсить окна. Поможешь, Незнайка?
Воспитатель наклоняется к Незнайке, слушает.
Воспитатель. Незнайка согласен. Но сначала – физминутка.
Физминутка «Дымковские узоры»
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз.
Всё получится у нас! Рука опирается на локоть, воображаемую кисточку держать тремя пальцами.
Выполнять движения кистью руки.
Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько «тычков».
Звучит музыка Аранжировка-Филиппов А. К. Тамарин «Дымковская игрушка» (1 мин 18 сек).
Продуктивная деятельность
1. Дымковская роспись состоит из цветных полосок, волнистых и зигзагообразных лини, горошин и кружков, точек и колец. Набираем зеленую краску и ведем волнистые линии, отступив место друг от друга.
2. Создаем в одном из рядов кружочки небольшого диаметра, применив краску.
3. Вокруг этих кружков рисуем точки другой краской.
4. Воспользуемся красной гуашью и нарисуем красные кружки. Дополним их короткими волнистыми линиями. Добавим на кружки небольшие точки другой гуашью.
5. Добавляем точки синего цвета в промежутках между волнами. В самом верхнем ряду рисуем кружки.
6. Вокруг таких кружков нарисуем много точек красного цвета.
7. В завершении узора дополним зеленые волнообразные линии фиолетовыми кружками. Получаем красивые узоры дымковской росписи.
8. Петушка разукрашиваем таким же образом по трафарету.
Воспитатель. Молодцы. Теперь положим наши украшения сохнуть, а потом Незнайка поможет нам развесить.
Итоги НОД, прощание
Воспитатель: Вот и здорово. Теперь и мы украсим свои окна. А пока наши украшения сохнут, мы прилепим на окна снежинки. А Незнайка будет нами со стола руководить (налепляют снежинки)