Наталья Клещева
«Дикие животные лесов России». Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром
Цель:
- Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, их жизнедеятельности, местах обитания, пище, внешнем виде, подготовке к холодному периоду.
- Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой
Задачи:
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- Образовательные: расширять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила; продолжать формировать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- познакомить детей с новой техникой рисования;
Развивающие: формировать речевые навыки в образовании названий детёнышей животных;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память и связную речь детей.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход НОД:
В: Здравствуйте ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Я хочу пригласить вас в воображаемое путешествие. А чтобы узнать, в какое, вы должны отгадать загадку:
Он зеленый и густой
Он высокий и большой
То еловый, то дубовый
То осиново-сосновый
У него полно плодов
Ягод, шишек и грибов
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
Догадались?
Ответы .
В: Конечно же, это – лес! Закройте глаза и послушайте звуки леса (звучит шум леса).
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по лесу. А вот, кого мы там можем встретить, вы узнаете, отгадав мои загадки (по мере отгадывания загадок, выставляются картинки на мольберте) :
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?»
(Белка)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета
- На зиму, на лето.
(Заяц)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?
(Лиса)
Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос».
(Медведь)
- Ребята, кто изображен на этих картинках? Как можно их назвать одним словом? (Дикие животные).
- А как еще мы их можем назвать? (Лесные, потому что они живут в лесу)
- А каких лесных животных вы еще знаете? (еж, кабан, барсук, бобер, олень)
- Ребята, а почему мы этих животных называем дикими? (Эти животные живут в лесу, сами по себе, человек о них не заботится)
- А у диких животных есть дом? Давайте вспомним, как называются жилища животных (выставляю картинки жилищ рядом с животными) :
- Лиса живет в лесу, в норе
- Белка живет в лесу, в дупле
- Волк живет в лесу, в логове
- На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку.
- А какое животное, как и медведь, зимой впадает в спячку? (Еж). Правильно, еж, как и медведь делает себе норку и спит всю зиму, как и медведь.
- Ребята, а как вы думаете, откуда появились эти жилища у животных? Кто им их построил? (версии детей)
Вывод: Значит мы можем сделать вывод, что дикие животные сами делают себе жилища.
- А вы знаете, какие животные не строят себе дома?
Ответы (заяц, лось, олень)
- Заяц не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями и там сооружает себе зимовье. Заяц живет в лесу под кустом или в ямке. Олень и лось на ночлег находят на своей территории место (лежка, где они могут отдохнуть. (также выставляются картинки)
- Посмотрите, пожалуйста, на изображения животных. Они все такие разные, но есть признак, по которому животных, разных внешне, можно определить в группы. Этот признак – питание животных. Чем питаются дикие животные?
Ответы: Травой, плодами деревьев, орешками, другими животными, грибами, желудями, ягодами.
- Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.
- Белки всеядные животные : любят орехи, ягоды, грибы, муравьев, их личинки.
- Заяц - травоядное животное. Летом зайцы едят сочные травы: клевер, одуванчик и др., питаются листьями, стеблями молодых деревьев, плодами. Едят грибы, но самое любимое лакомство - кора осины, для зайцев она слаще сахара.
- Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег.
- Волки питаются другими животными. Часто нападают на ослабленных и больных животных, поэтому их называю санитарами леса. Охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком.
- Основная пища медведя- ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать.
- Кабаны всеядны, едят все, что найдут. Очень любят подземные части растений, орехи, желуди. Из верхнего слоя почвы кабан выбирает все, что ему по вкусу: корни, луковицы, насекомых и их личинок, дождевых червей, улиток, мышей и их запасы в норках. Поедают моллюсков, рыбу
- Лоси кормятся водной растительностью, также поедают траву, ветки и листья деревьев и кустарников, шляпные грибы и веточки черники и брусники с ягодами.
- Ребята, так кто же кормит зверей? (ответы детей)
Вывод: Значит, мы можем сделать вывод, дикие животные добывают себе пищу сами.
- Есть ли семья у диких животных? (Есть)
- Правильно, дикие животные тоже выводят своих детенышей и заботятся о них. А вот как мы их называем, мы вспомним сейчас:
Физминутка
«На водопой»
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.
- Мы вспомнили детенышей диких животных и сейчас поиграем в игру-путаницу «Животные и их детеныши.»
- Я буду стараться вас запутать: если я назову животное и его детеныша правильно, вы хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь и путаю вас, то топаете ногами и исправляете меня.
У медведя - медвежонок,
У ежа - лисенок,
У волка - мышонок,
У оленя - олененок,
У белки - медвежонок,
У барсука - барсучонок,
У бобра - бельчонок
Д/и с мячом «Какой? Какая?»
- Ребята, мы с вами встретили в лесу разных диких животных, а сейчас я вам предлагаю нарисовать одного из них. А кого, вы узнаете из загадки:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Ёж)
- Мы уже заранее нарисовали контур ежей. А что не хватает им? (иголок). А зачем ежу иголки? (чтобы защищаться от врагов).
- Где расположены иголки? (сверху, сзади, снизу, сбоку, в середине)
- Каким цветом мы будем рисовать иголки ежику? (черным) Правильно, а рисовать вы их будете с помощью пластиковых вилок акварельными красками, которые у вас лежат на столах. Вилки помогут иголкам "вырасти". Посмотрите, как вы будете рисовать.
-Нужно опустить вилку в воду, намочив ее, провести зубчиками по краске и сделать отпечаток на месте иголок ежика (воспитатель показывает на доске)
-А теперь, ребята, нарисуйте сами на спине ежика много иголок.
-Теперь все ежи колючие и им не страшна никакие враги. А еще можно вилкой нарисовать травку.
- Молодцы, ребята!
Вывод:
- О чем мы с вами говорили? (о диких животных). Перечислите, каких диких животных вы знаете?
- Почему мы их так называем? (дикие животные живут в лесу, дикие животные сами делают себе жилища, дикие животные добывают себе пищу сами, дикие животные сами заботятся о своем потомстве)
- А также мы с вами сегодня познакомились с еще одной необычной техникой рисования – рисование пластиковой вилкой.
- Наше с вами путешествие закончилось.