Панова Оксана
Конспект интегрированного логопедического занятия «Викторина «Зимушка-зима» в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшей компенсирующей группы для детей с ОНР по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
Тема: «Викторина «Зимушка-Зима»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, со-циально-коммуникативное развитие.
Цель: Закрепление и активизация знаний о признаках зимы.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия „Викторина „Зимушка-зима“ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
• Расширять и активизировать словарь существительных, прилага-тельных, глаголов по данной теме;
• Закреплять знания о зиме, о зимних развлечениях, о зимующих пти-цах;
• Упражнять в согласовании существительных с числительными, в об-разовании родительного падежа имен существительных единствен-ного и множественного числа;
• Упражнять в слоговом анализе слов и в звуковом синтезе слов;
• Упражнять в составлении простых предложений, в составлении сложно - сочиненных предложений с противительным союзом «а»;
• Упражнять в образовании прилагательных суффиксальным спосо-бом, используя суффиксы: –н, -ен;
• Упражнять детей в грамматическом структурировании фразы.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать координацию речи с движением, чувство ритма;
• Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования;
• Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память;
• Развивать пространственное восприятие, воображение;
• Развивать вербально-логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать умение радоваться успехам других детей, принимать результаты состязания;
• Развивать умение взаимодействовать ради общей цели, умение договариваться со сверстниками;
• Формировать привычку использования «вежливых» слов.
Оборудование: интерактивная доска; интерактивная презентация; шапочки льдинок и снежинок; костюм Зимы; отрезы белой и голубой тка-ни, колокольчики по кол-ву детей в команде; два мольберта; «копилки» обеих команд, изображенные на листе ватмана; вырезанные снежинки-фишки и льдинки-фишки с наклеенным двусторонним скотчем; снежки из синтепона белого и голубого цвета; аудиозапись «Пение птиц»; вырезан-ные из картона изображения птиц: воробей, ворона, синица, снегирь, сви-ристель, клест, сорока, голубь, дятел, сова; сугроб из синтепона, ватман с нарисованным на нем деревом и тремя кормушками (1,2,3); аудиозапись «Физминутка»; разрезные картинки с изображением снеговиков; картинки – лекала с изображениями, нанесенным простым карандашом: санки, коньки, лыжи, валенки, снеговик, елка, снежинка, снежинки, варежки, сне-говики; клеевые карандаши по количеству детей, мелкая соль на подносах.
Лексический материал: существительные: снежинки, гололедица, кормушка, зимние месяцы, зима, сугроб, каток, лыжня, зимующие птицы, снегирь, синица, снегопад, метель, ворона, воробей, голубь, сорока, сви-ристель, синица, снегирь, клест, дятел, сова; прилагательные: блестящая, прозрачная, скользкая, холодная, хрупкая, бесцветная, большая, малень-кая, твердая, серебристая, белая, вырезная, холодная, легкая, красивая, ажурная, сквозная, морозная, снежная, ветреная, холодная, вьюжная, ме-тельная, солнечная, пасмурная, облачная, ясная, студеная.
Виды деятельности:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной дея-тельности
Игровая Дидактические игры, игровые ситуации, подвиж-ные игры по правилам
Восприятие художе-ственной литературы и фольклора Отгадывание загадок, чтение стихотворных тек-стов.
Двигательная Выполнение движений совместно с речью; игра «Снежки»
Музыкальная Слушание пения птиц, выполнение движений под музыку.
Коммуникативная Речевые ситуации, рассказывание стихотворения, словесные игры, ответы на вопросы.
Изобразительная Рисование мелкой солью.
Понавательно-исследовательская Собирание разрезных картинок, игра «Найди от-личия»
Логика образовательной деятельности:
Деятельность логопеда: Деятельность детей: Ожидаемые резуль-таты:
Логопед, одетый в костюм зимы встречает детей, здо-ровается, предлагает детям догадаться, в кого она се-годня «превратилась», за-гадывает загадку:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома.
Потому что я —. (Зи-ма) Дети здороваются, от-гадывают загадку. Дети активизирова-ли мыслительные операции: аналити-ко-синтетические, абстрагирования, обобщения.
«Зимушка» предлагает де-тям поучаствовать в викто-рине, а для этого выбрать маску снежинки или льдин-ки, одеть ее, и представить свою команду.
«Зимушка обращает вни-мание детей на «елки-копилки», (нарисованные на ватмане, соответству-ющие каждой команде, объясняет, что «на» свою копилку дети будут при-клеивать снежинки-награды или льдинки-награды. Дети одевают маски. «Снежинки» пред-ставляют свою коман-ду стихотворением:
Мы снежинки,
мы пушинки,
Покружиться
мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем
день и ночь.
«Льдинки» представ-ляют свою команду стихотворением:
Мы льдинки-колокольчики
Весело звеним.
И танцуя вместе,
Всех повеселим! Дети активизирова-ли зрительную и слуховую память.
Дети поупражня-лись в координации движений с речью.
«Зимушка» предлагает де-тям поиграть в игру с «волшебной» доской «Что это? Кто это?» Логопед поочередно загадывает ко-мандам загадки, «волшеб-ная» доска проверяет отве-ты и показывает картинки, соответствующие правиль-ным ответам. Дети отгадывают за-гадки. Дети активизирова-ли мыслительные операции: аналити-ко-синтетические, абстрагирования, обобщения. Дети расширили и акти-визировали словарь существительных по теме.
«Зимушка» предлагает де-тям поиграть в игру «Снежки», раздает детям снежки в ведерках, объяс-няет правила, что бросая снежок на поле команды противников, ребенок должен вспомнить слово-описание, подходящее к названию своей команды. Дети, бросая снежок, называют прилага-тельные, соотносящи-еся со словами: «Сне-жинка», «Льдинка». Дети расширили и активизировали словарь прилага-тельных по теме.
Звучит аудиозапись «Пе-ние птиц». Зимушка обра-щает внимание детей на этот звук, спрашивает, что они слышат, ведет детей к интерактивной доске, вы-ясняет, сколько и каких птиц прилетело, следуя по страницам презентации. Дети узнают звук «Пение птиц», назы-вают птиц, появляю-щихся на интерактив-ной доске, и их коли-чество. Дети называют, как поют птицы. Дети активизирова-ли номинативный и глагольный словарь по теме «Зимующие птицы», поупраж-нялись в согласова-нии существитель-ных с числительны-ми.
Зимушка предлагает детям выбрать одну из птичек, которые лежат в «синтепо-новом снегу» и посадить свою птичку в нужную кормушку (1, 2, 3, в зави-симости от количества сло-гов в названии этой птицы. Каждый ребенок вы-бирает себе птицу, счи-тает кол-во слогов в ее названии, прикрепляет птицу к нужной кор-мушке. Дети закрепили названия зимующих птиц, поупражня-лись в слоговом анализе слов.
Физминутка. Зимушка предлагает детям выпол-нить вместе с ней движения под песенку. Зимушка вы-полняет движения под пе-сенку вместе с детьми. Дети слушают песенку. Дети выполняют дви-жения под песенку с Зимушкой. Дети активизирова-ли слуховое и зри-тельное внимание, умение слышать ре-чевую инструкцию и соотносить ее с дви-жениями, активизи-ровали чувство ритма.
Зимушка предлагает детям пройти к столам, на кото-рых лежат разрезные кар-тинки с изображением сне-говиков и дает инструкцию по команде собрать «паз-лы» и назвать, кто изобра-жен на картинке. Зимушка награждает команду, кото-рая быстрее справилась с заданием. Дети подходят к сто-лам, по команде Зи-мушки собирают и называют картинку Дети активизирова-ли мыслительные операции анализа и синтеза, простран-ственное восприя-тие, воображение. Дети совершенство-вали умение сов-местно действовать, договариваться для достижения общей цели.
Зимушка зовет детей к «Волшебной доске», пока-зывает фотографии снего-виков, предлагает найти отличия. За каждое найденное отличие Зимуш-ка дает «льдинку» или «снежинку». Дети подходят к «Волшебной доске», «снежинки» и «льдин-ки» поочередно назы-вают отличия одного снеговика от другого. Дети активизирова-ли мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения. Дети поупражня-лись в составлении сложных предложе-ний с противитель-ным союзом «а».
Зима предлагает детям по-играть со «снежным ко-мочком», назвать, какая погода бывает зимой; при-водит пример: если днем стужа – погода студеная. Зимушка бросает пооче-редно детям комок из син-тепона, называет существи-тельное или наречие, от ко-торых дети должны обра-зовать прилагательное. Дети ловят «снежный комок», образовывают прилагательное, назы-вают, бросая комок обратно. Дети поупражня-лись в образовании прилагательных от существительных и наречий с помощью суффиксов –н, -ен.
Зимушка предлагает детям заняться «волшебством» и назвать без чего не бывает зимы. Для этого она пред-лагает детям обвести кар-тинки – лекала клеевым карандашом и обмакнуть в мелкую соль. Зимушка ре-комендует, чтобы дети обя-зательно отвечали фразой, а не отдельным словом. Дети обводят изобра-жение на картинке кле-евым карандашом, ма-кают картинку-лекало в соль, называют предмет, получивший-ся на картинке в роди-тельном падеже в со-ставе предложения. Дети активизирова-ли графо-моторные навыки. Дети по-упражнялись в об-разовании роди-тельного падежа имен существитель-ных единственного и множественного числа, поупражня-лись в составлении простых предложе-ний.
Зимушка предлагает детям поиграть в игру «Какое слово спряталось?», назы-вает отдельно звуки, вхо-дящие в это слово. На ин-терактивной доске появля-ется картинка-отгадка. Дети называют полу-чившиеся слова:
зима
лыжи
горка
комок метель лед
узор
снег
санки
коньки
Дети поупражня-лись в звуковом синтезе.
Зимушка объясняет детям, что злая вьюга перепутала все слова в предложениях, и Зимушка никак не может распутать эти предложения сама. Зимушка просит де-тей помочь распутать запу-танные предложения. Зи-мушка дарит командам де-тей за каждое правильное предложение снежинку или льдинку. Команды детей пооче-редно расставляют правильно слова в предложениях. Дети поупражня-лись в грамматиче-ском структуриро-вании фразы. Дети активизировали вербально-логическое мышле-ние.
Зимушка объясняет, что она очень довольна знани-ями детей о ней и собира-ется уходить по своим зим-ним делам. Но прежде, Зи-мушка предлагает детям узнать, какая команда по-казала больше знаний о зиме. подвести итоги и под-считать фишки.
Зима награждает обе ко-манды детей подарками. Дети подсчитывают кол-во фишек в копил-ке своей команды, по-лучают подарки, бла-годарят и прощаются с Зимой. Дети активизирова-ли «вежливые» сло-ва, умение радо-ваться успехам то-варищей.
Библиографический список:
1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 6-7 лет.» Конспекты фронталь-ных занятий III периода обучения в подготовительной к школе лого-группе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. / С. Пб. : издательство «Детство-ПРЕСС»- 2007.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Орлова О. С. Основы дошкольной ло-гопедии. ФГОС. / Издательство «ЭКСМО» - 2015.
4. ФГОС ДО.