Елена Третьякова
Конспект интегрированного логопедического занятия для старшего возраста детей с ТНР. Квест-игра «В поисках цифрового ключа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического интегрированного занятия в старшей группе обучающихся с ТНР
Тема. Квест - игра «В поисках цифрового ключа». Звук [ п ]
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звука [П].
2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.
3. Познакомить с буквой П.
4. Обучать чтению слогов с буквой П.
5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
(Логопед заходит с детьми, встают полукругом перед экраном)
- Встанем рядом мы по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «привет» и «добрый день»
Говорим всегда красиво, чисто и неторопливо, ясно, четко говорим, потому что не спешим.
(Телефонный звонок.)
- Ребята, телефон зазвонил. Алло.
(Обращает внимание детей на экран, на экране появляется Белоснежка.)
- «Доброе утро, ребята. (Доброе утро.) Гномы приготовили для вас сказочный подарок. Он закрыт в сундуке на семь замков. Но жадный колдун заморозил моих гномов. Спасите их! Соберите все ключи и откройте сундук. - Ребята, спасём гномов? (Да.)
Первое задание.
- Назовите, какие гласные звуки мы знаем. (Кидаю детям мяч, они называют гласные)
- Какие мы знаем согласные? (М)
- Чем отличаются при произношение гласные от согласных?
Я отправляю вам первый ключ».
(Первый ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает детям ключ на верёвочке.)
(Логопед обращается к одному ребёнку.)
- Ты первый хранитель ключа. Береги его!
(Первый ребёнок вешает ключ себе на шею.)
- У каждого гнома свой ключ от замка. Расколдуем гномов и соберём все ключи.
II. Артикуляционная гимнастика.
- «Чтобы ключ получить, надо чётко говорить».
- Внимание, колокольчик (звонит в колокольчик) прозвенел и нашему путешествию начаться велел. Садитесь на свои места.
(Гимнастика выполняется перед зеркалами.)
- Вы себя видите в зеркалах? (Да.)
(Картинки меняются по щелчку)
• «Улыбка» (под счёт до трёх)
Я хочу сейчас признаться -
все мы любим улыбаться.
Растягиваем губы,
За ними прячем зубы. (картинка «Улыбающаяся девочка»)
• «Трубочка» (под счёт до трёх)
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! (картинка «Слонёнок» - упражнение «Трубочка»)
• «Оскал» (под счёт до трёх)
Дикий волк сердиться стал -
показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на волка стать похожи. (картинка «Волк скалится»)
• «Окошко» (под счёт до трёх)
Откройте шире рот,
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутим над бегемотом? (картинка «Зевающий бегемот»)
• «Улыбка» (заключительное упражнение под счёт до трёх)
И снова я хочу признаться -
что все мы любим улыбаться.
И вновь растягиваем губы,
За ними снова прячем зубы! (картинка «Улыбающаяся девочка»)
- Ребята, отлично справились.
- Вы расколдовали гнома и получаете второй ключ. Молодцы!
(На экране снеговик превращается в гнома, ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает ключ на верёвочке, второй ребёнок вешает его себе на шею, теперь он - хранитель ключа.)
III. Знакомство с новым звуком
(На экране дворец.)
- Наше путешествие продолжается и, вдруг, дворец появляется. В нем живет Принцесса. Она решила вам загадать загадку. Отгадаем, тогда получим ключ
Попугайчик, попугай, маму с папой не пугай
Не ищи жука в крупе, а найди там звук … П
(НА слайде используется схема для характеристики звука)
Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:
П! – мы губы сложим вместе.
П! П! П! – пыхтим мы глухо.
Нету голоса и звука!
- Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).
- Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).
- Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.
- Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким.
Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ.
- Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).
- Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.
Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].
Выставляются картинки с пальмой и письмами.
- Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].
Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:
- Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).
- Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].
- Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).
Мы прощаемся с Принцессой. Она нам дарит ключ. И злой Снеговик превращается в Гнома. А наш путь дальше. Надо спасти еще четырех Гномов. Наш путь идет через дремучий лес. Слушайте внимательно….
IV. Игра “Будь внимательным!”
У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.
- Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит слоги, затем слова.
Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;
Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.
5. Игра “Живые звуки”.
- Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.
- Назовите первый звук, второй,.
- Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?
- И вы расколдовали ещё одного гнома и получаете третий ключ. Молодцы!
(На экране снеговик превращается в гнома, ключ летит к ребятам с экрана, логопед показывает ключ на верёвочке, третий ребёнок становится хранителем ключа.)
V. Физминутка.
- А теперь, настало время подвигаться. Гномы приглашают нас подвигаться. Встаньте в полукруг.
(Звучит фонограмма с анимацией на экране.)
-Наш квест продолжается нужно раскодавать еще двух гномов. За работу? Проходим за столы.
VI. Продуктивная деятельность.
- Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).
- На что похожа буква П? (Ответы детей).
- Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.
- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
(На экране появляются летящие птенцы с двумя ключами, логопед показывает ключи на верёвочках детям, оставшиеся два ребёнка становятся хранителями ключей.)
VII. Рефлексия.
- Ребята, мы собрали все ключи.
(Раздаётся телефонный звонок.)
- Телефон зазвонил. Алло. (Обращает внимание детей на экран, на экране появляется Белоснежка.)
«Спасибо, мои друзья! Все гномы расколдованы. В вашей группе есть укромный уголок. В том укромном уголке Книга Сказок в сундуке. До свидания, мои друзья!» (До свидания, Белоснежка)
- Ребята, где в вашей группе находится укромный уголок? Поищем его все вместе. (Логопед с детьми находят укромный уголок «Уединения»).
- Вот он и сундук в нём стоит. Поставим сундук на стол.
- Вот волшебный сундучок,
На дверях его замок,
В нём живут отгадки
На все ваши загадки.
Ключ волшебный
Вставьте в щель.
И откройте к знаниям дверь!
- Каждый найдите место для своего ключа и приложите его.
(Дети прикладывают ключи к силуэтам, логопед объявляет, что теперь можно открыть сундук, достаёт из него Книгу Сказок).
- Ребята, в этой книге вы с воспитателями прочитаете много интересных сказок.
VII. Подведение итогов.
- С каким звуком познакомились?
- Какой это звук?
- Почему звук [П] согласный?
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].
- Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки).