Лучший педагог года

Конспект интегриованного коррекционно-развивающего занятия для ребенка с недоразвитием речи системного характера III уровня

Алевтина Костылева
Конспект интегриованного коррекционно-развивающего занятия для ребенка с недоразвитием речи системного характера III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Составление рассказа-описания «Северный олень»

Тип занятия : индивидуальное.

Задачи:

коррекционно-образовательная : уточнить знания ребенка о северном олене; учить составлять рассказ-описание об олене, используя собственный рисунок как план рассказа; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;

коррекционно-развивающая : активизировать словарь по теме «Животные севера»,

развивать творческое воображение, мышление, память; умение ориентироваться в пространстве;

Публикация «Конспект интегриованного коррекционно-развивающего занятия для ребенка с недоразвитием речи системного характера III уровня» размещена в разделах

коррекционно-воспитательная : воспитывать интерес к живой природе и обитателям родного края.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с животными севера, чтение рассказов об обитателях тундры, беседа о животных севера; знакомство с культурой северных народов, чтение стихотворения А. Тарасова «Олень», рассказов Н Сладкова «В тундре», экскурсия в «Дом природы».

Оборудование: краски, альбомный лист, кисти, салфетка, бумажное полотенце, емкость для воды, мольберт, видеокамера, компьютер, видеописьмо, диск для записи сюжета, картинки: белый медведь, лиса, песец, волк, тюлень, ватман с изображением чумов., шариковая ручка, лист белой бумаги конверт.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дефектолог вносит глобус.

- Сколько всего частей света?

- В какой части света мы живем? (На севере)

II. Основная часть

-Мы живем на севере и много знаем о животных и природе севера.

- А ребята, которые прислали нам это видео письмо, живут далеко в жаркой Африке, им очень хочется узнать все о северном олене.

- Сможем мы им помочь? Как?

- Где можно увидеть оленя? (В тундре, в стадах)

Дефектолог предлагает отправиться в экспедицию в тундру и снять фильм о северном олене. Ребенок - в роли корреспондента, который расскажет об олене, взрослый - видеооператор.

Выбирается вид транспорта, на котором лучше всего отправиться в тундру ( картинки: вертолет, корабль, ракета, снегоход, поезд).

Прежде чем отправиться в путь, нужно заполнить баки топливом.

На доске схематичное изображение топливного бака и желтые полоски, обозначающие объем топлива. Чтобы заполнить бак «топливом», необходимо ответить на вопросы. После правильного ответа полоска прикрепляется на «бак».

Первая полоска:

- Рога оленя. Чьи рога? (Оленьи)

- Морда (Оленья)

- Копыта (Оленьи)

Вторая полоска:

- Кого называют оленеводом?

Третья полоска

- Как называют одним словом большое количество оленей? (Стадо)

Четвёртая полоска

- Как называют место стоянки? (Стойбище)

- Отправляемся в тундру к оленеводам в стойбище.

Игра «Пройди дорожку»

На полу комнаты расставляются картинки: белый медведь, лиса, песец, волк, горностай, тюлень. Ребенку предлагается карточка с обозначением правой и левой стороны, а между ними силуэт человека. На правой стороне карточки изображены: медведь, песец, горностай, на левой – лиса, волк, тюлень.

Инструкция: Пройди по дорожке так, чтобы медведь, песец, горностай, нарисованные на правой стороне карточки были справа от тебя, а лиса, волк, тюлень – слева от тебя.

- Добрались, приступаем к рисованию.

Одна половина кабинета оформлена под стоянку оленеводов. В этой части оборудовано место для рисования.

- Перед тобой рисунок с изображением тундры, но на нём не хватает самого главного обитателя северного края – оленя. Давай вспомним, как он выглядит, и нарисуем его.

Начинается процесс комментированного рисования.

В процессе рисования уточняются детали внешнего вида оленя, особенности питания, название детеныша, среда обитания, способы защиты от хищных животных.

Активизируется словарь признаков:

- Что можно сказать об олене, какой он? (Красивый, сильный, выносливый)

- На что похожи рога? (На веточки карликовой березки)

- Как можно сказать какие они? (Ветвистые)

- Какие глаза у оленя? (Овальные, добрые, черные)

- Какие ноги у оленя? (Длинные, стройные, быстрые)

- Какие копыта у оленя? (Острые, твердые, крепкие)

- Какой хвост у оленя? (Короткий, маленький)

- Какая шерсть у оленя? (Грубая, густая, тёплая) и другие.

Ребенок проговаривает, то что изображает.

Физкульминутка (имитация движений оленя).

Скрестив над головой руки, ребенок имитирует движения оленя: бьёт копытом, разгребая снег, бодается, бежит, высоко забрасывая ноги назад.

Рассказ ребенка

(рассказ записывается на видео, и просматриваются в конце занятия).

Примерный рассказ ребёнка

Это красивое животное олень. У оленя есть туловище, сильные стройные ноги с острыми копытами, короткий хвост, вытянутая мордочка, уши, большие овальные глаза. Тело покрыто густой грубой шерстью. На голове у оленя растут рога. Рога оленя похожи на ветки деревьев, поэтому говорят, что они ветвистые. Детеныша у оленя называют олененком.

Олени питаются травой и мхом. Зимой олень раскапывает своими острыми и твердыми копытами снег и достает мох. Много оленей называют стадом. Олень очень важное животное для северных народов. Без него бы они не выжили. Оленя еще называют вездеходом тундры.

III. Итог занятия.

Дефектолог дает оценку выполненной работы.

Спрашивает, понравилось ли занятие и почему?

Что больше всего понравилось?

Хвалит ребенка за работу.

(В конце занятия диск с записью придуманного рассказа отдается ребенку как результат его труда.)

Публикации по теме:

Гостья зима Тема: Зима (Составление рассказа о зиме с опорой на пиктограммы) Цель: Учить детей составлять рассказ о зиме с опорой на пиктограммы. Задачи:.

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегриованного коррекционно-развивающего занятия для ребенка с недоразвитием речи системного характера III уровня
Опубликовано: 30 января 2013 в 20:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегриованного коррекционно-развивающего занятия для ребенка с недоразвитием речи системного характера III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Костылева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД