Светлана Леонтьева
Конспект интегрированного детско-родительского занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как горшок добру нас учил»
▼ Скачать + Заказать документы
Фарисеева Наталья Алексеевна, педагог-психолог;
Леонтьева Светлана Геннадьевна, музейный педагог;
Самкина Лариса Андреевна, воспитатель
МДОУ Детский сад комбинированного вида №108 «Снежинка»,
Республика Карелия, г. Петрозаводск
e-mail: ds-108@rkmail.ru
nfariseeva@mail.ru
Конспект интегрированного детско-родительского занятия
с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Доброта. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
с использованием глины «Как горшок добру нас учил»(в рамках проведения «Уроков доброты»)
Занятие проводится педагогом-психологом, музейным педагогом и воспитателем.
Цель: развитие коммуникативных навыков, воспитание добрых чувств у дошкольников через знакомство с предметами старины и посредством работы с глиной в процессе совместной деятельности детей и родителей. Совершенствование психолого-педагогической компетенции у родителей в сфере их взаимоотношений с детьми.
Задачи:• Познавательные:
Способствовать формированию знаний у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП о предметах старины (горшок, ухват, печь, о приемах их использования;
Закреплять знания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП о свойствах глины в процессе практической деятельности с ней;
Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение, мышление у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП старшего дошкольного возраста;
• Коррекционно-развивающие:
Расширять, закреплять, активизировать словарный запас детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП;
Развивать грамматический строй речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП: учить их отвечать на вопросы, используя предложения разных типов;
Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движениями у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП;
Развивать пространственные представления у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП;
Способствовать снижению психоэмоционального напряжения у детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата и ДЦП, у родителей;
Развивать творческий потенциал детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП и родителей;
Способствовать сплочению членов группы, установлению между ними доверительных отношений, развитие эмпатии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП и родителей;
Развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения у детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата и ДЦП и родителей;
Формирование положительных установок в сознании родителей способствующих благоприятному эмоциональному климату в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
• Воспитательные:
Воспитывать уважение к традициям старины у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП;
Развивать коммуникативные навыки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП и родителей;
Воспитывать добрые чувства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, уважение к старшим и друг к другу;
Способствовать улучшению качества взаимоотношений родителей с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, установлению доброжелательной, доверительной атмосферы совместной деятельности.
Место проведения: Музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» (в случае отсутствия специально созданного пространства можно использовать отдельные декорации убранства дома: печь, стол, красный угол).
Предварительная работа: Данное занятие является частью творческого проекта «Волшебная глина», целью которого является развитие сенсорного (тактильного) опыта детей старшего дошкольного возраста. На данных занятиях проекта воспитанники уже познакомились с глиной и ее свойствами в процессе практической деятельности.
Оборудование: старинные костюмы хозяина Гаврилы Ивановича и хозяйки Настасьи Петровны (рубаха, сарафан, косоворотка, порты, ухват, глиняный горшок с небольшим сколом, глина, дощечка для лепки и клеевая кисть на каждого ребенка и родителя отдельно, палочки (стеки, фартуки и налокотники на каждого участника, влажные салфетки, бейджи на каждого родителя.
Участники: 6 детей и 6 родителей.
Организация: дети и взрослые делятся на три творческие группы, садятся за три разных стола, родители подписывают бейдж со своим именем.
Ход занятия: I. Вводная часть.
Традиционный вход в избу: воспитатель заходит вместе с детьми и взрослыми в избу, здоровается по-старинному (поясной поклон с движением правой руки от плеча): поклон в красный угол, поклон хозяевам, которые встречают их у порога. Дети и родители повторяют, хозяева кланяются в ответ.
Хозяйка (музейный педагог):
- Гости дорогие, мы сейчас поздоровались по-старинному, а как вы думаете, для чего мы здороваемся? (ответы детей и родителей: пожелать здоровья, поприветствовать).
«Дай Бог здоровья тому, кто в нашем дому, -
Дорогим гостям и милым детушкам!»
(русский фольклор)
Хозяин (психолог):
- А знаете ли вы, что здороваться можно по-разному! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Здравствуйте!», но здороваться будем разными способами. Становитесь, пожалуйста, в два круга, лицом друг к другу, родитель напротив ребенка.
Дети и родители вместе с хозяевами становятся в два круга лицом друг к другу: внешний – дети и хозяин, внутренний – родители и хозяйка. После каждого приветствия по показу хозяина, дети делают шаг вправо для смены партнера, родители стоят на месте.
Игра «Здравуствуйте!»
o «Здравствуйте!» – обнимемся (дети и родители обнимаются, шаг вправо;
o «Здравствуйте!» – руку пожмем (пожимают руки дети и родители, шаг вправо;
o «Здравствуйте!» – помашем рукой (машут рукой друг другу дети и родители, шаг вправо;
o «Здравствуйте!» – похлопаем по плечу (дети и родители хлопают друг друга по плечу, шаг вправо;
o «Здравствуйте!»– потремся плечиками (дети и родители потираются плечами, шаг вправо;
o «Здравствуйте!» – поклон головой (дети и родители кланяются, шаг вправо;
o «Здравствуйте!» – поклонимся по-старинному (дети и родители кланяются друг другу по-старинному, дети встают рядом с родителем, берут их за руки, чтобы снова получился общий круг.
Воспитатель:
- Посмотрите Настасья Петровна и Гаврила Иванович, какая у нас большая дружная семья (хозяева, дети и родители держатся за руки в кругу). Ребята, а как вы думаете, какую семью можно назвать дружной? (ответы детей: это семья, члены которой заботятся друг о друге, помогают друг другу, дарят свое тепло и доброту родным). А вы, мамы и папы, как думаете, какую семью можно назвать дружной? (ответы родителей).
Хозяйка (музейный педагог):
- Как много вы знаете о дружбе! А чтобы это лучше почувствовать, давайте-ка закрутимся в клубочек!
Игра «Клубочек».
Хозяйка, запевая песню, закручивает спиралью в «клубочек» детей и родителей, которые держатся за руки, хозяин идет последним.
Я по улку шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
Нитка тянется,
Клубок дале-дале-дале,
Нитка доле-доле-доле.
(русский фольклор)
Хозяин (психолог): (обнимает образовавшийся клубок)
- Ой, действительно большая, дружная семья! А теперь давайте раскрутимся и рассядемся за столы.
Хозяин, запевая песню, раскручивает клубок и рассаживает по 2 пары – родитель-ребенок – за каждый стол в избе.
II. Основная часть.
Хозяйка (музейный педагог):
- Ребята, я хочу вам показать один старинный предмет, с которым вы еще не знакомы. И вы, мамы и папы, посмотрите, я думаю, вы его узнаете, но только, чур, не называть.
Хозяйка из печи ухватом достает глиняный горшок и ставит его на стол.
- Как вы думаете, ребята, что это такое? (ответы детей: глиняный горшок).
- Как вы думаете, из чего же он сделан? (ответы детей: из глины).
- Как вы думаете, как его использовали? (ответы детей: в нем готовили еду).
- Как вы думаете, кто пользовался им? (ответы детей: им пользовались в старину хозяин и хозяйка).
- Как вы думаете, где он хранился? (ответы детей: на полке, на печке).
- Мамы и папы, а вы согласны с вашими ребятишками, все ли их ответы были правильными? (высказывания родителей)
- Правильно, это глиняный горшок. Современных кастрюль раньше не было, а готовили еду: кашу, суп, картофель вот в таких горшках. Хозяйка или хозяин доставали из печи горшок с помощью ухвата (показывает ухват) и ставили его на стол. Семья хлебала суп да кашу прямо из горшка ложками. Чистый горшок бережно ставили на полку около печи или на печь.
- А как вы думаете, почему у него темное дно? Обломанный край? (ответы детей и родителей).
- Как вы думаете, если бы он мог говорить, то, что бы рассказал нам о своей жизни? (дети вместе с родителями придумывают историю и рассказывают).
Хозяин (психолог) (от лица горшка):
Был я в яме,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Когда молод был,
То людей кормил,
А стар стал,
К вам в музей попал.
Хозяйка (музейный педагог):
- Ох, детушки мои, какая сложная, но интересная жизнь была у нашего глиняного горшка. Хоть у него и обломанный край, но он все равно для нас родной. А теперь я предлагаю вам всем по очереди бережно передавать друг другу горшок и говорить ему, какой он для нас? (родители и дети по очереди говорят горшку ласковые слова – милый, хороший, любимый, теплый, дорогой и т. д.).
Хозяин (психолог) (от лица горшка):
- Спасибо, что приютили меня, что ласковым словом назвали. «Худо жить без ласкового слова» (пословица). От волшебных, добрых слов всегда становится радостнее. С давних пор больше всего ценится в людях доброта. У доброго человека большое сердце, его хватит на всех: помочь донести сумку, уступить место в автобусе и просто улыбнуться. Какие еще добрые дела может сделать человек? (ответы детей и родителей). Вот и говорят: «Не ищи в людях красоты, а ищи доброты» (пословица).
А я вам сюрприз приготовил (из горшка достают глину).
Воспитатель:
- Ой, как вы думаете, что это такое? (ответы детей и родителей: глина). Этот материал называется глина (раздается каждому участнику: детям и родителям, древний природный материал. Наша земля богата глиной, она есть повсюду.
- Скажите, какая она? (ответы детей и родителей: коричневая, мягкая, эластичная, гладкая, приятная, пачкается и др.) После переминания и перемешивания глина приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью.
- Как вы думаете, что можно сделать из глины? (ответы детей и родителей: горшок, посуду, дома, игрушки и др.). Конечно, горшок сам из глины сделан и глину нам принес. А еще с помощью глины можно лечить различные болезни.
Хозяин (психолог) (от лица горшка):
- Я хочу предложить вам поиграть.
Будем вместе мы играть
И друг другу помогать!
Техника «Глиняные каракули» (автор Ричард Френкель).
- Каждый из вас держит в руках по куску мягкой глины. Вы можете сделать из глины все, что захотите: можете слепить какую-нибудь непонятную форму, лицо или животное, то, что придет на ум.
Дети и родители отдельно приступают к выполнению задания. На готовой фигурке взрослые подписывают палочкой инициалы автора.
- Теперь попрошу каждого передать свое изделие тому, кто сидит слева. Когда вы получите чужую фигурку, то можете изменить её на свое усмотрение, но не можете ее ломать или переделывать до не узнаваемости. Вы вносите что-то свое в работу другого.
Далее изделие передается дальше по кругу. Каждой фигурой дети и родители занимаются по несколько минут. Это повторяется до тех пор, пока каждый не получит назад свою собственную работу. В конце задания проводится обсуждение, акцентируется внимание на чувствах детей и родителей в момент, когда они получили свою работу обратно: ведь она могла измениться до неузнаваемости. Тогда каждому, возможно, предстояло что-то в себе преодолеть и прийти к осознанию коллективного авторства своей работы.
- Вам понравилось играть? (ответы детей и родителей).
- Вам нравится ваша работа, то, какой она стала? (ответы детей и родителей). Чем?
- Что вы почувствовали, когда к вам вернулась ваша работа? (ответы детей и родителей: удивились, обрадовались, расстроились и др.). Почему?
- Каждый из вас внес в свою и чужую работу маленькую частичку себя, подарил кусочек своей доброты, так, как мы делимся своей добротой каждый день.
- А теперь поблагодарите всех тех, кто помогал создавать вашу работу, кто делился частичкой себя! (дети и родители по очереди благодарят друг друга).
III. Заключительная часть.
Хозяин (психолог) (от лица горшка):
- А теперь я попрошу вас всех встать в круг и взяться за руки (дети и родители встают в круг и берутся за руки). Вы все очень хорошо потрудились, и я желаю вам всегда помогать друг другу, заботиться о своих близких и делиться добром! Сейчас я хочу подарить вам конфеты за вашу славную работу, но прежде, чем вы ее возьмете, пожелайте всем что-то хорошее. Что вы можете пожелать друг другу? (ответы детей и взрослых).
Пожелания говорятся по кругу, начиная с воспитателя и заканчивая хозяевами, горшок дарит всем конфетки.
Хозяин (психолог) и хозяйка (музейный педагог):
- Спасибо вам за работу! Мы всегда рады гостям и снова ждем вас у себя! До свидания!
Хозяева кланяются гостям по-старинному. Гости и воспитатель также прощаются с хозяевами и уходят.