Усова Елена Геннадьевна
Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе «Изготовление тряпичной игрушки. Обрядовая игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Росток»
с/п «Чебурашка»
Конспект интегративного занятия по
ручному труду в средней группе
Изготовление тряпичной игрушки
Тема: «Обрядовая игрушка «Птичка-Радости».
Воспитатель:
Усова Е. Г.
2023г.
г. Н- Салда
Пояснительная записка
Публикация «Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе „Изготовление тряпичной игрушки, Обрядовая игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Слово – патриотизм в словарях Даля, Ожигова и Ушакова имеет определение как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Русская народная культура и традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт предков. Знания народной культуры помогают вырабатывать саморегуляцию в деятельности, способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Культура один из основных компонентов в формировании личности патриота - преданного своему народу, любящем свое отечество, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Русская народная культура это большой и сложный исторический пласт. Россия это страна где проживаю люди разных национальностей и культуры.
Урал один из немногих регионов где в течении многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя, мокша, украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др.
История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Уральской земле не знает случаев межнациональных и межрегиональных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью. Историю своих праздников и обрядов люди передавали из поколения в поколение.
В качестве основных средств в воспитании народной культуры, используются все компоненты народного фольклора: песни, сказки, пословицы, поговорки, танцы, обряды, праздники.
И одним из таких праздников является «Закликание Весны», в этом обряде перекликаются множество традиций и обрядов разных национальностей, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с прилетом птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Главным обрядовым атрибутом является птица, так как считало, что птицы на своих крыльях весну приносят. Большую роль в обрядах играли дети. Закликание весны и птиц это не только обряд, но и игра, именно дети активно украшали обрядовыми птичками деревья и играли в обрядовые игры.
Весну ждали не только наши предки. Взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание весны» будет интересно ребятам разной возрастной группы. Так как главным атрибутом является птичка – игрушка, сделанная из тряпочек, в стиле народной игрушки.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях, между людьми. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное, и во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Современный мир игрушек богат разнообразием, но самой любимой игрушкой является, та которая сделана своими руками.
Игрушка и игра неотделимы друг от друга. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка. Игрушка является необходимым атрибутом в игре.
Для формирования национального патриотизма в средней группе было разработано интегративное занятие тема : обрядовая игрушка «Птичка Радости».
Данное занятие имеет подготовительный этап, который охватывает историю Урала, знакомство с перелетными птицами и знакомство с народной игрушкой, традициями и праздниками.
Цель:
Знакомство детей с народным праздником «Закликание Весны». Изготовление народной игрушки и атрибута для праздника «Птичка радости».
Задачи:
-Способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского населения.
-Систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах
-Формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи
-Создавать условия для реализации творческих способностей
-Способствовать созданию позитивной, дружеской и доверительной атмосферы в детском саду.
Оборудование и материалы:
Магнитофон, записи с голосами птиц. Наглядные пособия с изображением птиц. Квадратные лоскуты ткани (ситца или бязи) размером 20х20см. (по количеству присутствующих детей,нитки, синтепон или вата, ножницы.
Методы:
словесный, наглядно-иллюстрационный, практический.
Форма проведения занятия : комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом весело.
Доброе утро, вам, друзья!
Собрались мы здесь не зря!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- А сейчас давайте закроем на минуточку глаза и послушаем стихотворение.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
Воспитатель: Правильно, к нам пришла весна.
А какие признаки весны вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Но весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы наступила настоящая весна?
Ребята: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем как, можно этому помочь.
Присаживайтесь и послушайте мой рассказ.
(дети садятся на стульчики)
- В давние времена, когда не было телевизоров и радио. Люди внимательно следили за природными явлениями, и создавали свой народный календарь. И каждое время года они встречали определенным обрядом, который сопровождался праздничным весельем.
Приход весны всегда связывали с прилетом птиц. А сейчас я вас проверю, каких перелетных птиц вы знаете? Слушайте загадки, внимательно.
1. На шесте дворец,
Во дворце - певец. (скворец)
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
3. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
После каждой отгаданной птицы воспитатель показывает ее изображение. (слайд, либо графическое изображение).
Воспитатель: замечательно ребята вы меня порадовали своими знаниями.
В старину считалось, что птички на своих крыльях весну приносят. Сегодня мы с вами будем делать птичку. Но не простую а «Птичку Радости». Такими птичками «закликали»- звали весну. «Закликание – Весны» - был веселый праздник, все дети делали птичек и украшали ими обрядовое дерево, украшенное лентами.
- Ребята и уважаемые коллеги, я подготовила веточки от берёзки, украсила их лентами, а вот птичек сделаете вы.
Прежде чем приступить к работе мы с вами немного разомнемся.
Разминка:
Дети выполняют разминку под стихотворение:
Руки подняли и помахали - это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Звонко и весело песнь напевая, нам о весне говорят - Плавно разводят руками впереди себя!
Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас занять свои рабочие места.
Мастер класс.
(во время изготовления игрушки звучат голоса птиц)
Воспитатель: Все справились с заданием молодцы!
Давайте сейчас возьмем своих птичек на ладони и покличем Весну.
Скажем дружно:
«Птицы радости летите и весну нам принесите,
Весна – красна приходи,
Зиму злую проводи».
Сюрпризный момент: Заходит девочка - Весна:
Звонче птичьи голоса
Вот и к вам пришла весна.
Привет весенний вам, друзья,
Вас очень рада видеть я.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.
Я птичек ваших услыхала и торопиться к вам я стала.
Тепло и радость принесла, а злую зиму прогнала.
Заключительный момент:
Воспитатель: вот ребятки и к нам весна пришла. Вы рады?
Дети: да.
Воспитатель: А давайте сейчас разместим своих птичек и птичек наших гостей на берёзку, чтобы к нам ко всем поскорее пришла весна.
(дети и гости размещают птичками)
Воспитатель: Ребята, а мы неспроста украсили берёзку. Сегодня, 11 апреля – День русской березки.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? А что не понравилось или было для вас сложно? Что вы узнали нового?
Уважаемые коллеги, большое спасибо, за активное участие в мастер-классе. Желаю вам творческих успехов. Надеюсь, что кто-то из вас заинтересуется традиционными русскими куклами, технологиями их изготовления и будет использовать в работе с детьми этот вид народного прикладного искусства.
Технологическая карта изготовления народной игрушки «Птичка»
Рис. 1. Взять квадратный лоскуток ткани размером 7 - 9 см. Сложить его по диагонали, получится треугольник.
Рис. 2-5. Положить его острым углом вниз, а края сложить внутрь (к себе, получится квадрат. Еще раз сложить края внутрь.
Рис. 6. И теперь согнуть пополам – у нас получился узкий треугольник, похожий на самолётик, который складываем из бумаги. После берём нить и перематываем двумя витками острый конец – это носик птички. Закрепляем и обрываем нить.
Рис. 7. Расправляем ткань, полностью разворачивая её. Приподнимаем край и вкладываем внутрь кусочек ветоши, с горошинку, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.
Рис. 8. Теперь распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова отгибаем край ткани и вкладываем внутрь шарик ветоши с горошек (или чуть больше). Получается тело птички.
Рис. 9-10. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее, и возвращаемся к хвосту, получается крест на спине птички. После проходим нитью, стягивая каждое крыло. Для этого продолжаем всё той же нитью, ведём от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.
Наши птички готовы.
Литература.
1. Л., Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Н., С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3. Русская игрушка. - М. : Прогресс, 1974.