МААМ-картинки

Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе «Изготовление тряпичной игрушки. Обрядовая игрушка»

Усова Елена Геннадьевна
Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе «Изготовление тряпичной игрушки. Обрядовая игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ «Росток»

с/п «Чебурашка»

Конспект интегративного занятия по

ручному труду в средней группе

Изготовление тряпичной игрушки

Тема: «Обрядовая игрушка «Птичка-Радости».

Воспитатель:

Усова Е. Г.

2023г.

г. Н- Салда

Пояснительная записка

Публикация «Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе „Изготовление тряпичной игрушки, Обрядовая игрушка“» размещена в разделах

В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Слово – патриотизм в словарях Даля, Ожигова и Ушакова имеет определение как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Русская народная культура и традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт предков. Знания народной культуры помогают вырабатывать саморегуляцию в деятельности, способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Культура один из основных компонентов в формировании личности патриота - преданного своему народу, любящем свое отечество, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Русская народная культура это большой и сложный исторический пласт. Россия это страна где проживаю люди разных национальностей и культуры.

Урал один из немногих регионов где в течении многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя, мокша, украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др.

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Уральской земле не знает случаев межнациональных и межрегиональных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью. Историю своих праздников и обрядов люди передавали из поколения в поколение.

В качестве основных средств в воспитании народной культуры, используются все компоненты народного фольклора: песни, сказки, пословицы, поговорки, танцы, обряды, праздники.

И одним из таких праздников является «Закликание Весны», в этом обряде перекликаются множество традиций и обрядов разных национальностей, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с прилетом птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Главным обрядовым атрибутом является птица, так как считало, что птицы на своих крыльях весну приносят. Большую роль в обрядах играли дети. Закликание весны и птиц это не только обряд, но и игра, именно дети активно украшали обрядовыми птичками деревья и играли в обрядовые игры.

Весну ждали не только наши предки. Взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание весны» будет интересно ребятам разной возрастной группы. Так как главным атрибутом является птичка – игрушка, сделанная из тряпочек, в стиле народной игрушки.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях, между людьми. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное, и во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Современный мир игрушек богат разнообразием, но самой любимой игрушкой является, та которая сделана своими руками.

Игрушка и игра неотделимы друг от друга. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка. Игрушка является необходимым атрибутом в игре.

Для формирования национального патриотизма в средней группе было разработано интегративное занятие тема : обрядовая игрушка «Птичка Радости».

Данное занятие имеет подготовительный этап, который охватывает историю Урала, знакомство с перелетными птицами и знакомство с народной игрушкой, традициями и праздниками.

Цель:

Знакомство детей с народным праздником «Закликание Весны». Изготовление народной игрушки и атрибута для праздника «Птичка радости».

Задачи:

-Способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского населения.

-Систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах

-Формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи

-Создавать условия для реализации творческих способностей

-Способствовать созданию позитивной, дружеской и доверительной атмосферы в детском саду.

Оборудование и материалы:

Магнитофон, записи с голосами птиц. Наглядные пособия с изображением птиц. Квадратные лоскуты ткани (ситца или бязи) размером 20х20см. (по количеству присутствующих детей,нитки, синтепон или вата, ножницы.

Методы:

словесный, наглядно-иллюстрационный, практический.

Форма проведения занятия : комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом весело.

Доброе утро, вам, друзья!

Собрались мы здесь не зря!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- А сейчас давайте закроем на минуточку глаза и послушаем стихотворение.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело.

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: Правильно, к нам пришла весна.

А какие признаки весны вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Но весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы наступила настоящая весна?

Ребята: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем как, можно этому помочь.

Присаживайтесь и послушайте мой рассказ.

(дети садятся на стульчики)

- В давние времена, когда не было телевизоров и радио. Люди внимательно следили за природными явлениями, и создавали свой народный календарь. И каждое время года они встречали определенным обрядом, который сопровождался праздничным весельем.

Приход весны всегда связывали с прилетом птиц. А сейчас я вас проверю, каких перелетных птиц вы знаете? Слушайте загадки, внимательно.

1. На шесте дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

После каждой отгаданной птицы воспитатель показывает ее изображение. (слайд, либо графическое изображение).

Воспитатель: замечательно ребята вы меня порадовали своими знаниями.

В старину считалось, что птички на своих крыльях весну приносят. Сегодня мы с вами будем делать птичку. Но не простую а «Птичку Радости». Такими птичками «закликали»- звали весну. «Закликание – Весны» - был веселый праздник, все дети делали птичек и украшали ими обрядовое дерево, украшенное лентами.

- Ребята и уважаемые коллеги, я подготовила веточки от берёзки, украсила их лентами, а вот птичек сделаете вы.

Прежде чем приступить к работе мы с вами немного разомнемся.

Разминка:

Дети выполняют разминку под стихотворение:

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Звонко и весело песнь напевая, нам о весне говорят - Плавно разводят руками впереди себя!

Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас занять свои рабочие места.

Мастер класс.

(во время изготовления игрушки звучат голоса птиц)

Воспитатель: Все справились с заданием молодцы!

Давайте сейчас возьмем своих птичек на ладони и покличем Весну.

Скажем дружно:

«Птицы радости летите и весну нам принесите,

Весна – красна приходи,

Зиму злую проводи».

Сюрпризный момент: Заходит девочка - Весна:

Звонче птичьи голоса

Вот и к вам пришла весна.

Привет весенний вам, друзья,

Вас очень рада видеть я.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.

Я птичек ваших услыхала и торопиться к вам я стала.

Тепло и радость принесла, а злую зиму прогнала.

Заключительный момент:

Воспитатель: вот ребятки и к нам весна пришла. Вы рады?

Дети: да.

Воспитатель: А давайте сейчас разместим своих птичек и птичек наших гостей на берёзку, чтобы к нам ко всем поскорее пришла весна.

(дети и гости размещают птичками)

Воспитатель: Ребята, а мы неспроста украсили берёзку. Сегодня, 11 апреля – День русской березки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? А что не понравилось или было для вас сложно? Что вы узнали нового?

Уважаемые коллеги, большое спасибо, за активное участие в мастер-классе. Желаю вам творческих успехов. Надеюсь, что кто-то из вас заинтересуется традиционными русскими куклами, технологиями их изготовления и будет использовать в работе с детьми этот вид народного прикладного искусства.

Технологическая карта изготовления народной игрушки «Птичка»

Рис. 1. Взять квадратный лоскуток ткани размером 7 - 9 см. Сложить его по диагонали, получится треугольник.

Рис. 2-5. Положить его острым углом вниз, а края сложить внутрь (к себе, получится квадрат. Еще раз сложить края внутрь.

Рис. 6. И теперь согнуть пополам – у нас получился узкий треугольник, похожий на самолётик, который складываем из бумаги. После берём нить и перематываем двумя витками острый конец – это носик птички. Закрепляем и обрываем нить.

Рис. 7. Расправляем ткань, полностью разворачивая её. Приподнимаем край и вкладываем внутрь кусочек ветоши, с горошинку, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

Рис. 8. Теперь распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова отгибаем край ткани и вкладываем внутрь шарик ветоши с горошек (или чуть больше). Получается тело птички.

Рис. 9-10. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее, и возвращаемся к хвосту, получается крест на спине птички. После проходим нитью, стягивая каждое крыло. Для этого продолжаем всё той же нитью, ведём от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.

Наши птички готовы.

Литература.

1. Л., Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

2. Н., С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

3. Русская игрушка. - М. : Прогресс, 1974.

Публикации по теме:

«Игрушки для казачат». Конспект занятия по ручному труду в первой младшей группе«Игрушки для казачат». Конспект занятия по ручному труду в первой младшей группе Цель: вызвать интерес к ручному труду, учить наклеивать гриву и хвост из трёх лент цветной бумаги. Задачи: 1. познакомить с картинками о.

Конспект занятия по ручному труду «Игрушки — самоделки»Конспект занятия по ручному труду «Игрушки — самоделки» Самые яркие воспоминания у людей из детства связаны с любимой игрушкой. Именно игрушки способствуют познанию окружающего мира, выражению.

Фотоотчет занятия по ручному труду из бросового материала «Изготовление кеглей для игры в боулинг»Фотоотчет занятия по ручному труду из бросового материала «Изготовление кеглей для игры в боулинг» - "Боулинг" - это спортивная,веселая,азартная игра для детей старшего возраста. Атрибутов для этой игры совсем мало - любой,можно резиновый.

Конспект интегративного занятия в средней группе «Зимнее путешествие снеговика»Конспект интегративного занятия в средней группе «Зимнее путешествие снеговика» Социально - комуникативное занятие средняя группа -Здравствуйте ребята,сегодня нам пришло письмо,давайте узнаем,что в нём. (Читаем письмо).

«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет.«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет. Форма ООД: подгрупповая, индивидуальная. Цель: создание игольницы в подарок маме. Задачи: познакомить детей с правилами безопасного обращения.

Конспект НОД по ручному труду «Новогодний шар» в средней группеКонспект НОД по ручному труду «Новогодний шар» в средней группе Цель: Изготовление новогоднего шара. Задачи: Познакомить детей с ёлочными игрушками, как изготавливают их на фабрике, геометрической формой,.

Конспект НОД по ручному труду в средней группе «Веточка вербы»Конспект НОД по ручному труду в средней группе «Веточка вербы» Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы,традиции Вербного Воскресенья. Программные задачи:.

Конспект занятия по ручному труду «Конструирование из геометрических фигур «Грузовая машина» в средней группеКонспект занятия по ручному труду «Конструирование из геометрических фигур «Грузовая машина» в средней группе Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур в соответствии с предложенной схемой. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в разновозрастной группе по ручному труду «Изготовление книжки — малышки»Конспект занятия в разновозрастной группе по ручному труду «Изготовление книжки — малышки» Цель: изготовление книжки - малышки своими руками из бумаги. Задачи: познакомить с технологией изготовления книжки - малышки; развивать.

Конспект занятия по ручному труду «Изготовление брелока-фликера» в рамках месячника безопасности (подготовительная группа)Конспект занятия по ручному труду «Изготовление брелока-фликера» в рамках месячника безопасности (подготовительная группа) Совместная деятельность (ручной труд) Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, творческого подхода. Задачи : Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе «Изготовление тряпичной игрушки. Обрядовая игрушка»
Опубликовано: 23 октября 2023 в 15:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегративного занятия по ручному труду в средней группе «Изготовление тряпичной игрушки. Обрядовая игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Усова Елена Геннадьевна (УИ 1643312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД