Тамара Владимировна Лизун
Конспект индивидуальной НОД для подготовительной группы «Автоматизация звука [Ш] в предложениях и связном тексте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [Ш] в предложениях и связном тексте.
Цель: выработка навыка правильного произношения звука Ш в предложениях и связном тексте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать закрепление произношения звука Ш в предложениях и связном тексте, учить определять род слов.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию слухового внимания, артикуляционного аппарата, длительного выдоха, фонематического слуха и внимания, общей моторики, речевого внимания, грамматического строя речи, связной речи.
Публикация «Конспект индивидуальной НОД для подготовительной группы „Автоматизация звука [Ш] в предложениях и связном тексте“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Воспитательные: формировать интерес к занятиям, самостоятельности, взаимопомощи.
Оборудование: Игрушка Мишки-Топтышки, схемы-решетки, набор картинок: шкаф, шарф, кошка, мышка, карандаш, камыш; картинки: девочки, мальчика, солнца; серия картинок: лукошко, шишка, шина, шиповник, школа, мишка, солнышко, шкаф, мешок, окошко.
Ход
1. Организационный момент.
У нас в гостях сегодня Мишка-Топтышка. Он очень хочет попасть в лесную школу. Но ему нужна твоя помощь в выполнении заданий.
- Как от ветра шелестят листья около лесной школы? (Ш. Ш. Ш.)
Ребенку необходимо развести руки в стороны на уровне груди, затем медленно сближая их до полного соединения перед собой, произносить на одном выдохе слоговые ряды:
- ша-шо-шу-ши;
- аш-ош-уш-ыш;
- пша-пшо-ашу-пши.
2. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы Мишка-Топтышка хорошо проговаривал слова, научи его выполнять артикуляционные упражнения.
«Улыбка», «Трубочка», «Поцелуйчик», «Язык перешагивает через верхний зубы», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Борцы».
3. Игра «Место звука в слове».
Мишке-Топтышке на экзамене нужно будет определить место звука Ш в словах. Давай ему покажем как это делать.
Ребенку даются 3 схемы-решетки с положением буквы Ш в начале, середине и в конце; набор картинок (шкаф, шарф, кошка, мышка, карандаш, камыш).
Ребенку нужно определить место звука в слове и положить под соответствующую схему.
4. Игра «Склюй звук Ш с ладошки».
Поиграем с Мишкой-Топтышкой в игру.
Ребенку необходимо соединить пальцы правой руки в щепоть, а в левой руке раскрыть ладонь. Логопед проговаривает предложения, а при повторном произнесении предложения совместно с ребенком, он услышав звук Ш, должен «склевать» его с ладошки.
Наташа готовит пшенную кашу.
У Катюшки на подушке вышита кукушка.
У мышки ушки мышиные, а у лошади уши лошадиные.
Петушок, петушок – золотой гребешок.
5. Игра «Правда или нет?».
Мишка-Топтышка готовился к экзамену и придумал предложения. Послушай их и определи, что здесь неправильно.
Ребенку предлагаются предложения, деформированные по смыслу. Ребенок должен их исправить и произнести их в правильном варианте.
Мышка больше кошки.
Шустрая мышка догоняет кошку.
Шкаф лежит в штанах.
Папа старше дедушки.
Маша полом мыла швабру.
Камешек нашёл в мешке Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Шпагат нашел в мешке Машу.
Швейная машинка шьет на швее.
6. Физминутка.
Пока Мишка-Топтышка запомнит как ты исправил его ошибки, мы с тобой подвигаемся.
Логопед проговаривает слоги громко и тихо. На громкий слог ребенок подпрыгивает, на тихий выполняет «пружинку»:
ША – ша – ША-ША – ша-ша;
шо – ШО-ШО-ШО – шо;
пша-пша-пша – ПША-ПША.
7. Послушай и перескажи рассказ.
С Мишкой-Топтышкой послушайте рассказ.
Шмель и цветок
— Ответь мне, цветок, ты кто — он или она?
— А я, брат Шмель, и сам не знаю!
— Как это — не знаешь! Вот, например, ландыш — он.
— То ландыш.
— А вот, например, ромашка — она.
— Так то ромашка.
— А ты кто такой?
— Я-то? Да я, Шмель, иван-да-марья!
(Я. Сладков)
Логопед читает рассказ (утрированное произношение звука Ш, беседует по вопросам, повторно читает рассказ с установкой на последующий пересказ ребенком с утрированным произношением звука Ш.
8. Игра «Он, Она, Оно»
Покажи Мишке-Топтышке как нужно правильно разложить картинки и объясни ему почему ты так их расположил.
Ребенку предлагается серия картинок с изображением существительных мужского, женского, среднего рода (лукошко, шишка, шина, шиповник, школа, мишка, солнышко, шкаф, мешок, окошко). Перед ребенком выкладываются демонстрационный картинки с изображением: мальчика, девочки, солнышка. Затем ребенок определяет, кому отдать тот или иной предмет.
Пример: Картинку шишки кладем под картинкой с девочкой и объясняем почему: шишка – она моя, женского рода.
9. Итог.
Кто у нас сегодня был в гостях? Чему ты учил Мишку-Топтышку?
После твоей помощи сбудется мечта Мишки-Топтышки, он обязательно сдаст экзамены и будет учиться в лесной школе.
Ты молодец!