Елена Мусягина
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом
Задачи.
• способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
• создать условия для развития фонематических процессов;
• развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
Ход занятия
l.Организационный момент.
- Здравствуй дружок. Посмотри какой красивый мяч я тебе приготовила. Поиграем? Я буду тебе бросать мяч и называть животное, а ты в ответ мне будешь называть детеныша. (у коровы – теленок, у козы – козленок, у лисы -, у волчихи -, у медведицы -, у зайчихи -)
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Постановка звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
-Сегодня хочу познакомить тебя с маленьким тигренком, который живет в зоопарке со своей мамой-тигрицей. Мама отпустила его вместе со мной, чтобы малыш-тигренок научился рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете помочь друг другу.
l l. Основная часть.
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
-Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи тигренку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
(Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка «Чашечка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка», Грибок», «Барабанщик» и воздушной струи «Вертушка», «Парус»).
2. Артикуляция звука[р]. Повторение правильной артикуляции звука[р].
-Тигренок очень заинтересовался своим отражением в зеркале, пока мы выполняли и показывали ему упражнения. Покажи правильную артикуляцию звука [р].
— губы растянуты в улыбке;
— зубы на некотором расстоянии друг от друга;
— кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует;
— посередине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.
(несколько раз логопед с ребенком отрабатывает правильную артикуляцию звука [р]).
3. Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).
«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.
4. Постановка звука «Р» с механической помощью.
— Устали наши язычки, а давай погуляем вместе с тигренком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко – громко тарахтит. Покажи тигренку, как работает трактор, а я помогу тебе нашей волшебной палочкой с соской. Произнеси быстро длинный ряд «дддд» (В это время соской, подложенной под кончик языка, логопед производит частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [р]).
5. Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах : са-ра-на-вы-ры-два-дра.
-Подними руку, если услышишь звук Р в словах : грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
6. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (ходьба на месте)
7. Игра «Лишнее слово».
Я называю слова, а ты должна услышать «лишнее слово», которое отличается по звучанию и хлопнуть в ладоши, (где нет звука Р).
Рыжик-рыжик-пыжик-рыжик
Ром-сом-ром-ром
Корка-корка-кошка-корка
8. Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)
9. Пальчиковая гимнастика.
- Давай выучим пальчиковую игру про ТИГРА
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики на левой руке)
Вышел тигр погулять. (указательным и средним пальцем левой руки идем по столу)
Запереть его забыли. («замок» из пальцев)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальчики на правой руке).
10. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
Произнесение слоговых сочетаний с движением руки: та-то (кулак — ладонь, ту-ты (ладонь — ребро, та-то-ту (кулак — ребро — ладонь).
l l l. Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
Домашнее задание
- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.