Лучший педагог года

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»

Кира Ануфриева
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»
▼ Скачать +Заказ

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Конспект индивидуального занятия по теме :

«Автоматизация звука [л]»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ

д/с комбинированного вида №3 «Радуга»

Ануфриева Кира Владимировна

Подольск, 2015г.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука [л]»

Публикация «Конспект индивидуального занятия по теме: „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах

Цель занятия : автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,

предложениях;

- уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематическое восприятие;

продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания, силы и высоты голоса;

продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;

развивать мелкую и общую моторику;

закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];

закрепить навык правильного употребления простых и сложных предлогов.

Коррекционно-воспитательная задача:

воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.

Здоровьесберегающие технологии:

развитие мелкой и общей моторики;

развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);

развитие мимических мышц.

Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый, желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка; большой, вязанный, разноцветный, поролоновый кубик, с разноцветными кружками — от 1 до 6 — на каждой грани; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л] : стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок, дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л] : лампа, пенал, палка, вилка, акула).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук.

Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]).

Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].

Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика (с опорой на картинки-символы)

На улице хорошая погода, «улыбнулись»

Играем на «Трубочке».

Чередование «Улыбки-Трубочки»

Пошли качаться на «Качелях» (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол.);

Покачались, сели на «Лошадку», скачем.

Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык в таком положении под счет от1 до 10 три раза).

С языком поиграли, теперь разминаем пальцы.

3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»

(куплет про «Молоток.» и припев)

- Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.

4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]

Посмотри на картинку.

- Загудел наш самолет,

Он отправился в полет.

Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки

(О О О)

5. Развитие дыхания и голоса.

Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко, как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.

6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.

- Расскажи о звуке [л], похвали его.

Какой это звук? (Звук [л] - согласный, твердый, звонкий звук).

Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.

Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.

Сверху, с самолета видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно 3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится). Молодец.

7. Развитие мимических мышц.

- Ты смотри сейчас и слушай,

щеки словно шар воздушный. (Даша надувает щеки)

- А теперь все увидали -

Щеки худенькими стали.

Не понравилась ей каша,

Сильно брови хмурит Даша.

Молодец.

8. Развитие фонематического восприятия.

- У меня есть друг - Кубик. Он любит играть в слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки — от 1 до 6). Я назову слог, а ты брось кубик. Потом повтори слог столько раз, сколько попросит Кубик.

- Великан в пещере жил,

Произносим слоги — ИЛ.

- Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)

Он огромный очень был.

Произносим слоги — ЫЛ.

Стал ему костюмчик мал,

Произносим слоги - АЛ.

Туча мимо проплыла.

Самолеты гудят — ЛА.

Внизу речка и село.

Самолеты гудят — ЛО.

Скачет лошадь по селу,

Самолеты гудят — ЛУ.

Все предметы так малы,

Произносим слоги — ЛЫ.

9. Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.

Послушай слог — АЛ. Сколько звуков ты услышала?

Я услышала два звука.

Назови первый звук.

Первый звук — [а].

Какой это звук?

Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.

-Назови второй звук.

-Второй звук — [л].

- Какой это звук?

-Звук [л] - согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.

Послушай слог — ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).

10. Физминутка (Короткий отрывок - выполнение движений под куплет и припев из песни «Как солдаты на параде.» (зарядка)

11. Автоматизация звука в словах.

- Что это? (Это теплоход). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика? Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава).

- Как зовут девочку? Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила).

- Ребята хотят с нами поиграть, пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.

Игра «Волчки» :

- Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).

( Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.

Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения

Игра «Доскажи словечко». (После каждого ответа ребенка, логопед

выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в

стопку).

Слава с улицы пришел,

Сел обедать он за … стол.

Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе. лапу.

Оля шьет платок из шелка.

У нее в руках. иголка.

По тропе осленок шел,

рядом с ним шагал. осел.

Не нашли в земле мы клад,

Поломали пять. лопат.

Кот все нитки уволок,

Он под стол загнал. клубок.

Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.

- Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?

12. Автоматизация в словосочетаниях.

Зимой солнышко какое? (Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков).

13. Автоматизация в предложениях.

Логопед показывает объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом, и объемное облако (из поролона)

Назови ласково. Что это? (Это — солнышко).

Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).

- Вдруг набежало … что? (Облако). Оно хочет поиграть в «прятки».

Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.

Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако.

Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака.

А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком.

- Погода хорошая. Отправляемся на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала.

(Я поймала. (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл). Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].

14. Итог занятия :

Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])

Список использованной литературы:

1. Куликовская Т. А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р — М. : Издательство ГНОМ, 2015. - 48с.

2. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей — М. : Издательство ГНОМ, 2014. - 112с.

3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : Пособие для логопедов. - Спб. : КАРО, 2009. - 256с. + 32с. цв. вкл. - (Серия «Популярная логопедия»).

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]» Комитет по образованию Администрации г. Подольска МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» Конспект индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»
Опубликовано: 11 июня 2015 в 17:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»» (включая файлы) размещена пользователем Кира Ануфриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД