Елена Маркина
Конспект индивидуального занятия по по постановке произношения звуков [Р’], [С], [Щ] в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук Р'; C,Щ.
Задачи:
I.часть
1. Повторении и закреплении артикуляции звука Р'.
2. Рразвивать фонематический слух на звук [Р'];
3. Развивать фонематическое восприятие;
4. Автоматизация звука [Р'] в слогах, словах, предложениях.
II.Часть
1. Дифференциация звуков С-Щ в слогах, в словах, в предложении.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Развивать умение использовать нужную силу голоса, работа над интонацией.
III.Часть
1. Формировать навык языкового анализа.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по по постановке произношения звуков [Р’], [С], [Щ] в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Формирование фонематического анализа слов.
3. Развивать грамматический строй с помощью словообразования существительных с помощью суффикса ИЩ.
Дидактический материал: большое зеркало, игрушка собачка, картинки артикуляционных упражнений (грибок, маляр, гармошка, индюк) фишки зеленого и красного цвета, картинки: нос, сапог, усы, волосы, хвост, коса, слон, оса.
Речевой материал: Развитие фонематического слуха
а) на уровне ряда звуков :
Р Р' Н Г Р З Р' В П Д Р Ж М Р'.
б) на уровне ряда слогов:
РИ- ЛО- РА-ПО-РЕ-МЫ- РУ-ВА-РЮ-РЯ-КО-РЁ.
в) на уровне слов: мама, редиска, самолет, ракета, комарик, суп, пузыри, комар, варенье, торт.
Упражнение в автоматизации.
в слогах. Ри-ри-ри, ря-ря-ря, Ре-ре-ре, рю-рю-рю, Рё-рё-рё .
в словах. Ша (рик, пузы (ри, зве (ри, огу (рец, суха (ри)
в предложениях.
Рита делает зарядку.
У реки кудрявые березы.
Боря смотрит календарь.
Варя режет редиску.
У Бори есть фонарик.
У реки корявое бревно.
Курица сидит на заборе.
Дифференциация звуков C,Щ в слогах
а) Ща, ма, на, са, хе, су,ту, щу, ищ, ам, ас, ум, ущ, ру, сы, ты,
б) ща-ся; ся-ща; ащ-ас; ющ-юсь; щу-су; сю-щу; ищ-ис; щё-сё; сё-щё;
в словах
а) Мама, Рома, плащ, Толя, Саня, жук, сук, лиса, овощ, книга, щука, коса, жаба, собака, щенок.
б) Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённые, щурился, блестящий, настоящий, светящийся, освещение, восхищение.
в предложениях
а) У мамы кот. Рыба плавает в реке. Мила везет санки.
У Тани куры. Собака в будке. Щука плавает в реке.
У Лены много бус. Щенок лает. Папа купил леща.
б) У Сени ящик. У Васи клещи. У Сони щётка. На цветке оса. Сима варит щи. На стене синий плащ. В сенях пищит щенок. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают осенью.
Ход занятия.
I.Часть.
1. Организационный момент.
Л: К нам сегодня в гости на занятие пришел щенок, его зовут Рики. Какой звук ты слышишь в его имени?
2. Сообщение темы:
Л: сегодня мы продолжаем вести знакомство со звуком Р'. Для того чтобы четко произносить этот звук, мы сейчас поиграем с язычком, а Рики на нас посмотрит.
3. Артикуляционная гимнастика
МАЛЯР
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу и обратно).
Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
ГРИБОК
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
ГАРМОШКА
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.
Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
ИНДЮК
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед, чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
4. Артикуляция звука [Р'].
Л: Произнеси звук [р'], наблюдая за артикуляцией в зеркале:
— губы растягиваются в более широкую улыбку;
— кончик языка продвигается вперед и опускается к краям верхних зубов.
5. Характеристика звука
Л: а скажи пожалуйста, звук Р' он какой?
Р: он согласный (язычок создает преграду воздуху, звонкий и звучит он мягко.
Л: молодец, правильно.
6. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р'])
а) на уровне ряда звуков : Р Р' Н Г Р З Р' В П Д Р Ж М Р'.
б) на уровне ряда слогов: РИ- ЛО- РА-ПО-РЕ-МЫ- РУ-ВА-РЮ-РЯ-КО-РЁ.
б) на уровне слов: мама, редиска, самолет, ракета, комарик, суп, пузыри, комар, варенье, торт.
7. Упражнение в автоматизации.
Изолированно. наш Щенок Рики он маленький, но уже умеет рычать. Послушай, как он рычит Р' Р'- Р'- Р'- Р'…. он рычит мягко, давай мы тоже порычим как он Р'…
в слогах. А сейчас Рики хочет поиграть с тобой в игру «повторялки» Следим за тем как произносятся звуки.
Ри-ри-ри ря-ря-ря
Ре-ре-ре рю-рю-рю
Рё-рё-рё (повторяем каждый слог по очереди)
в словах. Рики приготовил еще игру «доскажи словечко» я буду говорить предложение, а тебе нужно будет досказать слово.
Мама купила Саше, маленький воздушный ша (рик).
Я люблю пускать мыльные пузы (ри).
В лесу живут дикие зве (ри).
На грядке у Миши, вырос зеленый огу (рец).
Я люблю грызть вкусные суха (ри)
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком выполняем все движения по тексту.
8. Автоматизация звука в предложениях. Рики хочет чтобы ты повторял в месте с ним предложения. (следим чтобы звук Р' правильно произносился в предложениях)
Рита делает зарядку.
У реки кудрявые березы.
Боря смотрит календарь.
Варя режет редиску.
У Бори есть фонарик.
У реки корявое бревно.
Курица сидит на заборе.
II.Часть.
9. Сообщение темы: А сегодня мы еще будем различать звуки С Щ
Л: давай мы с тобой вспомним Рики – это кто?
Р: Это- щенок.
Л: правильно, а какой первый звук ты слышишь в слове щенок?
Р: звук Щ.
Л: а у щенка есть мама?
Р: есть, ее зовут собака.
Л: в слове собака, какой первый звук ты слышишь?
Р: звук С.
Л: а теперь давай посмотрим, какая у них артикуляция, чем эти звуки похожи и чем отличаются, друг от друга.
10. Описание артикуляции звуков С, Щ.
Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало и привлекаем тактильное ощущение.
Звук С – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; с помощью тыльной стороны руки, мы ощущаем холодную воздушную струю.
Звук Щ – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам. с помощью тыльной стороны руки, мы ощущаем теплую струю воздуха.
11. Сравнительная характеристика звуков С, Щ.
Установление сходства и различия в характеристике звуков.
Сходство:
Звуки С, Щ– согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит.
Важно: звук Щ мягкий всегда.
Различия:
Звук С– свистящий; твердый и бывает мягким
Звук Щ – шипящий; мягкий
12. Дифференциация звуков C,Щ в слогах
Л:
а) сейчас мы поиграем в игру «хлопни и топни» Задание хлопни в ладоши если услышишь звук С, а топни если услышишь звук Щ.
Ща, ма, на, са, хе, су,ту, щу, ищ, ам, ас, ум, ущ, ру, сы, ты,
б) игра «повторялки» задание: повтори слоги за мной.
ща-ся; ся-ща; ащ-ас; ющ-юсь; щу-су; сю-щу; ищ-ис; щё-сё; сё-щё; (и на оборот).
13. Дифференциация звуков C,Щ в словах
а)игра «хлопни и топни» Задание хлопни если услышишь слово со звуком С, а топни если услышишь слово со звуком Щ.
Мама, Рома, плащ, Толя, Саня, жук, сук, лиса, овощ, книга, щука, коса, жаба, собака, щенок.
б) игра «телефон» Задание называем слова со звуком С-Щ точно также как и я.
Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённые, щурился, блестящий, настоящий, светящийся, освещение, восхищение.
14. Дифференциация звуков C,Щ в предложениях
а) ига «покажи» Задание покажи синюю карточку, если в предложение услышишь слово со звуком С, а зеленую карточку покажешь, если услышишь слово со звуком Щ.
У мамы кот. Рыба плавает в реке. Мила везет санки.
У Тани куры. Собака в будке. Щука плавает в реке.
У Лены много бус. Щенок лает. Папа купил леща.
б) игра «повторялки» Задание повтори за мной предложения. С разной интонацией (тихо, громко, вопросительно, побудительно)
У Сени ящик. У Васи клещи. У Сони щётка. На цветке оса. Сима варит щи. На стене синий плащ. В сенях пищит щенок. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают осенью.
III. Часть
15. языковой анализ.
Задание: а) составь предложение со словом сварщик.
б) выложи с помощью фишек слово сварщик.
в) ответь сколько слогов, звуков; сколько согласных, гласных звуков; где стоит звук С и звук Щ (начало, середина, конец) и поставь ударение в этом слове.
16. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса
- ищ. На подносе перед ребенком лежат картинки: нос, сапог, усы, волосы, хвост, коса, слон, оса.
- Приглашаю посетить страну Великанов. Давай представим, что мы в такой стране и здесь все очень большое. Задание достань картинку и назови так, чтобы название этой картинки, приобрело увеличительное значение н-р: глаз-глазище.
16. Подведение итога: Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (Р')
Ты прекрасно сегодня работал, правильно произносил звук Р'. А еще, какие мы звуки между собой различали? (С-Щ) Молодец!