Любовь Медведева
Конспект индивидуального занятия «Звук [Р]»
▼ Скачать
Тема: ЗВУК [P]
Цели:
- Закреплять умение определять позицию звука [Р] в начале, середине и в конце слова;
- Автоматизировать произношение звука [Р] в словах и предложениях;
- Формировать умение грамотно составлять ответы на вопросы логопеда.
Оборудование:
- наглядный материал: предметные картинки,игрушки,прищепки, мяч,паровозик,зеркало.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Здравствуй,Марк! Какое у тебя сегодня настроение? Хорошее,веселое
2. Мимическая гимнастика:
-Я люблю,когда мы улыбаемся! Эмоция «улыбка»
-Я люблю,когда мы удивляемся! Эмоция «удивление»
-Я не люблю,когда мы обижаемся! Эмоция «обида»
-Я не люблю, когда мы злимся! Эмоция «злость»
-А люблю когда мы веселимся! Хлопаем в ладоши.
Давай мы отправимся на прогулку!
3. Артикуляционная гимнастика:
«Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.
«Смастерим качели».
— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.
Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Качели».
— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны.
«Чашечка».
— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».
Чередование «чашечки» и распластанного языка.
4. Определение позиции звука [Р] в словах.
Упражнение «Веселый поезд».
-Эти животные и птицы хотят прокатиться вот на этом веселом поезде. Тебе надо рассадить их по вагонам, а рассаживать их будем, прицепляя прищепкой к вагону: в первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [р] находится в начале слова, во втором-в середине, в третьем – в конце. (Ребенок с помощью прищепок прикрепляет картинки к вагонам).
Л. : Посмотри на картинки. Назови их.
Р. : Рак, ворона, комар и т. д.
Л. : (повторяет слова, четко и ясно выделяя звук [Р]) Какой звук ты слышишь во всех этих словах?
Р. : Во всех этих словах я слышу звук [Р]
Л. : В слове «рак» звук [р] находится где: в начале, середине или конце слова?
Р. : В слове «рак» звук [р] в начале слова.
Л. : В слове «баран» звук [р] где: в начале, середине или конце слова?
Р. : В слове «баран» звук [p] в середине слова.
Л. : В слове «комар» звук [р] где: в начале, середине или конце слова?
Р. : В слове «комар» звук [p] в конце слова.
5. Автоматизация в слогах и словах.
Л. : К нам на занятие пришел сказочный герой- Тигренок, он никак не может научиться четко проговаривать звук Р в слогах, он запоминает все только в рифме. Давай поможем ему!
Перед ребенком картинки: гора, кенгуру, метро, шары
Л. : Повтори за мной:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Во дворе у нас. (гора)
Л. : Повтори за мной:
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Я увидел. (кенгуру).
Л. : Повтори за мной:
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Рома с Ритой у (метро.)
Л. : Повтори за мной:
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
У меня в руке. (шары)
6. Классификация предметов
У нас в гостях сорока и носорог (плюшевые игрушки). Выбери из предложенных картинок птиц, и положи рядом с сорокой, а животных – рядом с носорогом.
(ворона, корова, кенгуру, воробей, рысь).
Л. : Перечисли, кого ты положил рядом с сорокой
Р. : Я положил рядом с сорокой ворону и воробья.
Л. : А рядом с носорогом?
Р. : А рядом с носорогом положил корову, кенгуру, рысь.
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице-
Рыбке весело играть.
-Рыбка,рыбка,озорница,
Мы хотим тебя поймать!
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла!
7. Поиграем в «добавлялки» с мячом.
Я читаю стишок, а ты добавляешь недостающее слово. (Логопед может использовать картинки для подсказок)
Л. : Как бы мне пошла кор-рона,
Важно каркает…
Р. : Ворона
Л. : Жарким летом по горам
В шубе бегает…
Р. : Баран
Л. : Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это.
Р. : Рысь
Л. :В реке большая драка — Поссорились два.
Р. : Рака
8. Игра «Что изменилось?»
Перед тобой лежат карточки. Ты называешь, что на них нарисовано, затем отворачиваешься, а когда повернешься – скажешь мне, что изменилось.
1. Кенгуру, ворона, корова.
Ребенок произносит слова, затем отворачивается, а логопед кладет еще 1 карточку.
Л. : Поворачивайся и снова назови рисунки на карточках
Р. : Кенгуру, ворона, корова, сорока.
Л. : Что изменилось?
Р. : Появилась сорока.
2. Комар, гора, рыба, ведро.
Ребенок произносит слова, затем отворачивается, а логопед убирает 1 карточку.
Л. : Поворачивайся и снова назови рисунки на карточках
Р. : Комар, гора, ведро.
Л. : Что изменилось?
Р. : Нет рыбы
3. Барабан, рак, корова.
Ребенок произносит слова, затем отворачивается, логопед кладет еще 1 карточку.
Л. : Поворачивайся и снова назови рисунки на карточках
Р. : Барабан, рак, корова, метро.
Л. : Что изменилось?
Р. : Появилось метро.
4. Радуга, матрос, кролик
Ребенок произносит слова, затем отворачивается, а логопед: убирает 1 карточку.
Л. : Поворачивайся и снова назови рисунки на карточках
Р. : Радуга, матрос.
Л. : Что изменилось?
Р. : Нет кролика
9. Упражнение «Измени порядок слов в предложении».
Придумай предложение из двух (трёх) слов с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: На столе лежит ручка. — Ручка лежит на столе.
10. Подведение итогов.
- Какой звук мы сегодня старались проговаривать красивее всего? (звук «Р»)
- Придумай и назови мне 3 слова, со звуком Р.