Лариса Кущенко
Конспект индивидуального занятия «Мой папа» с ребенком с ОВЗ, неговорящим
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать усвоению обобщающего понятия семья.
Задачи:
Образовательные:
формировать знания о том, что у всех есть папа, даже у животных;
учить называть/показывать животных и их детенышей;
знакомить с ролью папы в семье;
знакомить с инструментами (отвёртка, молоток и др.) и их назначением;
создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Развивающие:
развивать внимание, психические процессы и познавательный интерес к окружающему миру;
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Мой папа“ с ребенком с ОВЗ, неговорящим» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неговорящие дети
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
формировать умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;
расширять понимание речи, накопление пассивного словаря;
расширять и обогащать представления о трудовых действиях;
закреплять понимание слов по теме, а также слов, обозначающих простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов;
закреплять умение выделять форму, цвет предметов;
формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов;
развивать мелкую моторику руки и пальцев.
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение к родному человеку - папе;
воспитывать желание играть в совместные игры;
воспитывать у детей желание доставлять папе радость, делать подарки.
Материал: игрушка – зайчонок, поднос с манкой, картинки с изображением животных и их детенышей, массажные дорожки, игрушка - самолет на ниточке, поднос с песком, кисть, предметы; картинки: папа пилит, ремонтирует машину, забивает гвозди, пылесосит; «Чудесный мешочек» с инструментами; картинка с изображением забора, камешки марблс, контейнер с водой, ситечко, рыбки, ведро, фольга, сковородка, шаблоны машин разных цветов, колеса такого же цвета, пальчиковый тренажер «Футбол»; шаблон галстука, клей.
Ход занятия
Организационный этап.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу.
Сюрпризный момент.
Послушай, кто-то громко плачет. Наверно, кому - то нужна наша помощь? Давай посмотрим, кто плачет?
(Воспитатель вносит плачущего зайчонка).
Основной этап (выполнение практических упражнений).
Воспитатель. Кто это? (зая). Пожалеем заю, узнаем, почему плачет (гладят зайчонка, спрашивая: "Чего, заинька, плачешь? ").
Зайчонок. Пока мама - зайчиха готовила завтрак, мы с папой пошли погулять. Я на полянке встретил своих друзей, заигрался и потерял папу.
Воспитатель. Поможем зайчонку найти папу? (да).
Игра «Найди папу детенышам животных».
Цель: продолжать знакомить с животными, правильно называть/показывать их, развивать мелкую моторику.
Материал: поднос с манкой, картинки с изображением животных и их детенышей.
Ребенок пальчиком по манке проводит дорожку от детеныша к животному.
Зайчонок. Спасибо, вы помогли мне найти своего папу. Мы с папой теперь можем идти домой.
Д/игра "Найди своего папу".
Цель: учить находить среди множества лиц родное лицо папы.
Воспитатель. Мы тоже пойдем домой (ребенок идет по массажным дорожкам). Впереди – макет дома с окошками, на которых наклеены фото. Это дом. Посмотри, кто смотрит в окошко? У детей тоже есть папы. Покажи, где твой папа? Это папа? (вызвать ответную реакцию – жест, кивок).
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)
«Папины профессии».
Упражнение «Самолет летит/папа - летчик».
Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (самолет, подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола. Взрослый перемещает игрушку, дергая за ниточку, ребенок прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.
Упражнение «Самолет гудит».
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
Воспитатель совершает игровые действия с игрушкой - самолетом, сопровождая их словами: «Самолет летит: «У-у-у!». Как гудит самолет? (побуждает ребенка к отраженному или сопряженному произнесению звукоподражания).
Упражнение «Папа – археолог».
Цель: развивать понимание речи, слуховое внимание.
Материал: поднос с песком, кисть, предметы.
Ребенок ищет в песке спрятанные предметы.
Инструкция: Твой папа – археолог. Пойдем на раскопки, поможем папе. Это песок. Это кисть. Мети. Опа! Что там? Это ваза. Мети. Ой! Что там? Что нашел? (перечисляем найденные предметы).
Дидактическая игра "Что папа делает? " (покажи, где).
Воспитатель. У папы дома много дел. Посмотри на картинки: папа может пилить, ремонтировать машину, забивать гвозди. Покажи, где папа пылесосит? Пилит? и т. д.
Папе для работы нужны инструменты.
Игра «Поиск инструментов»/«Чудесный мешочек».
Цель: знакомить с названиями инструментов, развивать понимание речи, слуховое внимание.
Ребенок достает инструменты, воспитатель называет. Рассказывает, что делает каждый из инструментов. Просит показать, что пилит, что колет, что стучит.
Инструкции. Что в мешке? Ищи. Это пила. Пила пилит. Это молоток. Молоток стучит. Покажи. Что пилит? (так со всеми инструментами).
Физкультминутка: игра-имитация со звукоподражанием "Папины - помощники".
Пилим – вжик - вжик.
Забиваем гвозди – тук - тук.
Строгаем – чик – чик.
Пылесосим – у, у, у, у.
Дидактическая игра «Поможем папе забить гвозди - сколотить забор».
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знание цвета (красный – желтый).
На фоне забора изображены круги разного цвета, ребенок выкладывает визуально - ритмический ряд, чередуя камешки марблс по цвету.
Упражнение «Забиваем гвозди».
Цель: учить выполнять моторную программу для кистевого праксиса.
На красный камешек – пальчик, на желтый – кулак.
Покажем, как гвозди забивали.
Пальчиковая гимнастика «Молоток».
Молоток стучал, стучал -
Гвозди в доску загонял.
1, 2, 3, 4 –
Вот и гвозди мы забили!
Воспитатель. Папа умеет рыбу ловить.
Упражнение «Рыбалка».
Цель: развивать понимание речи, слухо-речевую память и грамматический строй речи: винительный падеж женского рода с окончанием -у-; мелкую моторику.
Инструкция: Это – вода. Это – рыбы. Лови. Поймал? Кидай рыбу в ведро. Попал? Да!
Ребенок «вылавливает» ситечком из емкости с водой рыбок.
Упражнение «Папа – повар».
Цель: развивать понимание речи, слуховое внимание.
Папа может обед приготовить. Поможем папе (ребенок заворачивает рыбок в фольгу и выкладывает на сковородку). Вот какой папа заботливый – помог маме обед приготовить. Мы тоже папе поможем – починим машину.
Упражнение "Поможем папе починить машину".
На столе лежат шаблоны машин разных цветов, ребенок находит колеса такого же цвета (крышки от детского питания, прикручивает их.
Воспитатель. Папа любит играть в футбол.
Пальчиковый тренажер «Футбол».
Цель: развивать мелкую моторику.
Воспитатель. У папы скоро праздник. Сделаем папе подарок.
Рисование "Галстук для папы".
Цель: продолжать учить наклеивать готовые формы.
Использованная литература
1. Марина Решетко: 100 игр для запуска речи / Марина Решетко. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 127 с. - (Библиотека логопеда).
2. https://logopeddoma.ru/
3. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi istsenarii/news9887.html