Татьяна Лукиных
Конспект индивидуального логопедического занятия «Слоговое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Обогащение и активизация словаря.
Упражнение в умении делить слова на слоги, подбирать к словам слоговые схемы.
Совершенствование навыка воспроизведения слов разной слоговой структуры.
Упражнение в умении чётко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.
Упражнять в умении выполнять синтез слов, подбирать и договаривать слова с заданным слогом.
Коррекционно-развивающие:
Закрепление правильного произношения звука [Л]
Развитие фонематических процессов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Развитие воображения, фантазии.
Воспитательные:
Воспитание доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Кукла Бабки Яги и старичка-лесовичка, кубики, мяч, изображение предметов для речевой работы, слоговые карточки, музыкальное сопровождение для игровых моментов.
Ход занятия:
Логопед: Сегодня мы отправимся в слоговое путешествие.
Ой, куда мы попали? Кругом лягушки.
Посмотри на спинках лягушек слоги написаны. Давай соберём их в слово и узнаем где мы.
Бо-ло-то (ребёнок складывает слово из слогов и читает).
Логопед: Ой, да мы на болото попали! Что же делать? Как нам выбираться?
Смотри-ка дорожка появилась! Куда ж она ведёт? (идут по дорожке). Я вижу какой-то домик. Подойдём поближе, узнаем кто там живёт!
Стучат. Выходит старичок сердитый.
Логопед: - Здравствуйте. Старичок, помоги нам выбраться из болота!
Старичок-лесовичок: - Давно у меня образованных гостей не было!
Логопед: - Старичок-лесовичок, откуда ты узнал, что мы образованные (умеем читать?
Старичок-лесовичок: - Вы из слогов составили слово и прочли его. А если бы не прочли, то и дорожку к моей избушке не увидели бы. Это моё слово и ключ к моему домику.
Логопед: - Помоги нам, лесовичок, выбраться из твоего болота и покажи дорогу домой. Нам надо на занятие - с язычком заниматься.
Старичок-лесовичок: - Зачем с язычком заниматься?
Логопед: - Чтоб красиво говорить!
Старичок-лесовичок: - Я тоже люблю заниматься и хочу красиво говорить. А для начала развеселите меня! Что-то я загрустил.
Логопед: - Давай забавный стишок расскажем старичку-лесовичку.
Самомассаж:
Да, Да, Да
Да, Да, Да - есть у деда борода (растираем ладошки)
Де, Де, Де
Де, Де, Де - есть сединки в бороде (гладим лицо ладошками от подбородка вверх по щёчкам)
Ду, Ду, Ду
Ду, Ду, Ду - расчеши-ка бороду (гладим ладошками шею)
Да, Да, Да
Да, Да, Да - надоела борода (массируем крылья носа указательными пальчиками)
Ду, Ду, Ду
Ду, Ду, Ду - сбреем деду бороду (массируем кулачками щёчки)
Ды, Ды, Ды
Ды, Ды, Ды - нету больше бороды (указательным и средним пальчиками массируем ушки)
Старичок-лесовичок: - Ой и правда, развеселили меня. А то мне и не с кем поговорить даже. Кругом лягушки только квакают. Я скоро и говорить разучусь. Что мне делать?
Логопед: - Старичок-лесовичок, не печалься. Мы покажем тебе весёлую гимнастику, но не простую, а для язычка.
Давай покажем лесовичку нашу гимнастику.
Выполнение артикуляционной гимнастики под музыку
(упражнения подбираются логопедом)
Логопед: - А теперь помоги ты нам. Покажи дорогу, чтоб выбраться из твоего болота.
Старичок-лесовичок: - Покажу, но надо помочь одной старушке.
Она куда-то шла и не может вспомнить куда. Заблудилась.
Загадка по Бабу Ягу.
Логопед: - Наверное, её кто-то заколдовал.
Надо помочь Баб Яге. А то она так и остается злой и
заколдованной.
Старичок-лесовичок: - А чтобы расколдовать её и помочь ей всё вспомнить, надо выполнить 6 заданий. Вот они в конвертах под цифрами.
А под кувшинками с соответствующей цифрой, спрятаны буквы.
Когда задание будет выполнено правильно, под нужным номером заберёте КУВШИНКУ с буквой.
В конце пути сложите из букв СЛОВО, прочтёте его и узнаете куда шла Бабушка-Яга.
- Согласны?
Логопед и ребёнок: -ДА
1 задание (в конверте): ЛЕС. Построй домики для зверей.
- Подели слова на слоги и построй из кубиков домики для зверей по количеству слогов :
ЛИСИЦА, ВОЛК, БЕЛКА (бурундук, ёж, заяц….)
- Поменяй слоги и узнай новое слово :
Давай узнаем кто ещё живёт в лесу?
БАН - КА (КАБАН)
Какая трава растёт у Лесовичка на болоте?
МЫШ – КА (КАМЫШ)
Какое дерево растёт в лесу?
НА – СОС (СОСНА)
Игра «Детёныши»
- Назови детёныша животного, добавляя слог - НОК- (игра с мячом)
Логопед: Я называю первый слог, ты договариваешь слог –НОК-, а затем называешь слово целиком.
Детёныши: зайчо – НОК
лисё – НОК
волчо – НОК
бельчо – НОК
Молодец! (хвалим ребёнка)
Логопед: Что за птица на дереве сидит?
Загадка: По деревьям я стучу.
Все деревья я лечу.
Их спасаю от врагов.
Вредных, маленьких жуков (дятел)
Логопед: Поиграем в игру «Эхо» :
Дятел весело стучит – эхо точно повторит!
(повторение ритмов за логопедом)
Логопед: Прохлопай, простучи, пропрыгай …. как Я
1. I I I
2. II II II
3. I II I
Игра "Вылечи словечко"
Логопед: Из слов выпали гласные буквы. Вставь их и узнай слово
В…ЛК (волк) Л….С… (лиса)
Выложи схему слова ЛИСА. Начни с гласных звуков.
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
Каким цветом обозначатся согласные мягкие? (зелёным)
Каким цветом обозначатся согласные твёрдые? (синим)
Л И С А
(работа в кассе букв)
Упражнение: "Ударение"
Логопед: Определи на какой слог падает ударение в словах: ЛИСА, ЗАЯЦ.
Я хлопаю или стучу, а ты определяешь на какой слог падает ударение и подбираешь нужную схему.
(по методике Новиковой-Иванцовой)
Молодец! (хвалим ребёнка)
Забираем кувшинку с буквой С
2 задание: Конструктор слов. ЦВЕТЫ (проговаривание слов 13 типа)
Логопед:
- Соберём слово из букв
-КЛУМБА-
Сначала собираем из букв слог -ЛУ-. Добавляем согласную -М-, получаем слог -ЛУМ-. Затем добавляем согласную -К-, получаем слог -КЛУМ- (каждый получаемый слог отрабатываем на карточках с пятью кружочками-кнопочками под каждый палец ребёнка, от простого слога к сложному (см. методику Новиковой-Иванцовой).
- Проговори первый сложный слог, нажимая каждым пальчиком поочерёдно на кнопочки.
- Проговори полностью слово по слогам, нажимая на пару кнопочек (на карточке уже представлены пара кружочков (т. к. в слове два слога) пять раз. Всего 10 кружочков).
Ребенок, попеременно каждым пальцем, нажимает на пару кнопочек, проговаривая слово по слогам.
- Найти КЛУМБУ на карточках, чётко проговори это слово (представлены карточки с различными предметами по 13 типу слов)
- Проведи пальчиками по ломаным линям, проговаривая это слово.
- По перевёрнутым ладошкам - упражнение на переключение и на развитие межполушарных связей.
(ребёнок выполняет)
Логопед: Ну, какая же клумба без цветов?
- Выбери цветы со звуком [Л] и «посади» на клумбу"
Игра:«Кулак, ребро, ладошка»
От цветочка к цветочку летает,
Пчёлка мёд собирает
От цветочка - кулак
к цветочку - ребро
летает - ладошка
пчёлка - ладошка перевёрнутая
мёд - обнять кулачок
собирает - обнять другой кулачок
- Дыхательная гимнастика (дуем на пчёлку)
- Проговаривание чистоговорки по опорным картинкам
Олка, Олка, Олка- на флоксы села пчёлка
Игра с мячом «Договаривание слов».
Добавление слога - КА- Логопед начинает, ребёнок договаривает слог
Пчёл – КА Слой – КА
Шляп - КА Скал – КА
Клет –КА Блузка – КА
Забираем кувшинку с буквой К
3 задание: Собери слова. Составь предложение.
Логопед: Что за клеточка чудесная? Большая такая!
Нужно по клеточкам собрать слова. Слева направо по клеточкам от первого слога ведём пальчиком до геометрической фигурки (под фигуркой спрятана картинка) и вверх ко второму слогу. Какое слово получилось?
Переверни карточку проверь себя? (на карточке изображено получившееся слово) (игра по типу «Морской бой», только со слогами. На соединении слогов спрятана картинка слова)
- Подбери связные картинки (небо-тучи; ваза-роза; каша-Маша; коза-рога)
- Построй из связных слов ПРЕДЛОЖЕНИЕ по опорным картинкам (это картинки получившихся слов при соединении слогов) и вспомогательным карточкам (предлог В, предлог У, предлог НА, глагол «Ест»
Пример предложений : На небе тучи. В вазе роза. Маша ест кашу. У козы рога.
Забираем кувшинку с буквой А - 2 шт.
4 задание:
Найди слова с одинаковым слогом в начале слова.
На две части разделён лист : СЛЕВА и СПРАВА картинки.
СЛЕВА картинки обозначены кружочками разного цвета.
СПРАВА находим картинку с одинаковым первым слогом и крепим нужный кружок.
Образец даёт логопед.
Забираем кувшинку с буквой З
5 задание:
Логопед:
Вычеркни не нужный слог и прочитай слово (ЛЯГУШКА)
ЛЯ ГУШ МЫ КА
Забираем кувшинку с буквой К
Логопед:
Теперь мы узнаем куда шла бабушка Яга. Все задания выполнены. Все буквы собраны. Пора выкладывать слово.
Выкладывание слова - С К А З К А -
Логопед: - Куда шла Баба Яга?
ребёнок: В сказке
Логопед: - Да. Она шла домой. А именно в СКАЗКУ, потому что она там живёт.
Логопед: - Нам пора прощаться с лесовичком (сладкий приз ребёнку в мешочке)
Логопед: Угостим Лесовичка вкусным соком.
Игра «Выжимаем сок»
Упражнение «Напрягись-расслабься»
Давим сок из воображаемых ягод и фруктов
КЛУБНИКА
АПЕЛЬСИН (делим пополам)
ЯБЛОКО
Логопед: - Какой сок получился из Клубники? Апельсина? Яблока?
(ответы ребенка: клубничный, апельсиновый, яблочный)
Логопед: - Старичок-лесовичок, мы справились с заданием. Узнали куда шла Баба-Яга.
Старичок-лесовичок: -Куда?
Дети (хором): - в СКАЗКУ!
Старичок-лесовичок: - Вот теперь можно отправляться в путь дорогу. А поможет вам в этом волшебный мячик он покажет вам дорогу.
Игра с мячом «Себе - соседу» (нейробика)
Дети встают в круг или парами. У каждого участника в руке мяч. Мяч передаётся сначала из правой в левую руку или из левой в правую (себе, а затем соседу. Передача мяча проводится одновременно и ритмично под любое четверостишие:
Целый день я скачу
Целый день я лечу
Больше прыгать не хочу
Ой, сейчас я ускачу…. (мяч бросают в сторону выхода из группы)
Логопед: - вот и показал нам мяч дорогу из болота. Давайте на прощание покажем старичку-лесовичку наш танец, чтоб он никогда больше не скучал и приходил теперь уже к нам в гости учиться и ума-разума набираться.
Танец под песенку «Бабка-Ёжка выгляни в окошко».
РЕФЛЕКСИЯ