Вера Шадрина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Полет на Нерычандию»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа
Цель: автоматизация звука [р] в слогах и словах.
Образовательные задачи:
- закреплять слуховой и моторные образы звука [р];
- закреплять умение правильно произносить звук [р] в слогах и словах;
- закреплять умение определять место звука [р] в словах, количество слогов в словах;
- закреплять навык звукового анализа слогов.
Развивающие задачи:
-развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Полет на Нерычандию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- воспитывать активность и внимательность на занятии;
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НООД: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Форма организации детей: индивидуальная.
Материалы и оборудование: изображение Эрворишки и его планеты, Су-джок мячи, картинка с изображением пунктирного пути от Земли до Нерычандии, мольберт, схема для определения места звука в слове и магнитная буква Р, картинки со звуком [р], изображение ракеты, ватман с картинками.
Части занятия Деятельность педагога Деятельность детей
1 часть - вводная Создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность
Создание образовательной ситуации – 1 мин. Сегодня мы отправимся с тобой в полет Ребенок отвечает
Мотивация ребенка на предстоящую деятельность – 2 мин. А ты хотел бы побывать в космосе?
Предлагаю сегодня побывать там.
Тем более что нашей помощи ждут на другой планете под названием Нерычандия. (Показывает фотографию другой планеты).
Там живут жители, в имени которых потерялся звук [р].
Правит этой планетой Эрворишка. Он украл слова со звуком [р], и они стали неправильными и некрасивыми.
Жители просят вернуть им звук [р]. Давай попробуем помочь им. Ребенок отвечает на вопрос педагога
Ребенок рассматривает фотографию другой планеты
Основная часть – 10 мин.
Формулирование цели предстоящей деятельности и ее принятие. Пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячиков
Чтобы управлять ракетой, на которой мы полетим на планету, наши руки и пальчики должны быть ловкие и умелые. Потренируем их.
Эта ручка правая,
Эта ручка левая,
Я на мячик нажимаю,
Я массаж им делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня,
Сильные, умелые.
Руки у нас готовы, а теперь сделаем разминку для языка, чтобы он правильно произносил звук [р].
Артикуляционная гимнастика в стихах (по Н. М. Савицкой)
Улыбочка-хоботок
«И-у, и-у,
Тихо песенку пою,
И-у, и-у.»
Лошадка
Язык к нёбу присосали
И от нёба оторвали:
То лошадка-язычок
Громко делает щелчок!
Маляр
Подниму я язычок
И покрашу потолок,
Двигаться вперед-назад
Язычок наш очень рад!
Чашечка
Блинчик на губе лежал,
Вдруг поднялся, не дрожал.
Поднимал наверх края-
Это «чашечка» моя!
Парус
Рот пошире открываю,
Язык выше поднимаю,
За зубами прижимаю,
Парус в лодке поднимаю.
Маятник
Ходит маятник в часах:
Тик-так, тик-так.
Маятник не прикуси,
Челюсть нижнюю держи.
Отправляемся в полет. А на нашем пути встретились какие-то кружочки. О чем они нам расскажут?
Артикуляция звука (по профилю)
Рот приоткрыт, губы слегка в улыбке
Язык за верхними зубами, его кончик поднят к альвеолам (бугоркам) и дрожит
Выдыхаемая воздушная струя идет на кончик языка (педагог предлагает проверить).
Характеристика звука.
Подскажи мне, какой звук [р] у нас?
- Согласный – не поем и не тянем, есть преграда
- Твердый
- Звонкий – горло дрожит, голос есть.
Произнесение изолированного звука.
Ручки готовы, отправляемся в полет.
А теперь мы на ракете
Полетим к другой планете,
Смело мы туда летим,
Путь ее изобразим.
Нарисуй путь ракеты от Земли до Нерычандии, соединяя точки и не отрывая карандаша от листа. Длительно и правильно произнеси звук [р].
Произнесение слогов со звуком [р]
Вот мы уже приближаемся к Нерычандии. Но Эрворишка выслал навстречу армию своих кораблей, которые мешают приземлиться, атакуя нас. Мы должны уничтожить как можно больше вражеских тарелок.
Громко и правильно произнесем слоги со звуком [р]
Слоги: РА-РО-РУ-РЫ АР-ОР-УР-ЫР
Логопед спрашивает из каких звуков состоят эти слоги.
Называние слов с правильным звуком [р].
Наш корабль, несмотря на трудности, приземлился на Нерычандию. Теперь нужно добраться до замка Эрворишки. Для этого воспользуемся картой. Наступать только на те картинки, в названиях которых есть звук [р].
Вот мы и добрались до замка Эрворишки. Немного устали. Пора отдохнуть.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше, потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево, повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Но вот мы у замка Эрворишки. Он очень не любит звук [р], поэтому надо назвать правильно всех жителей планеты. Тогда он сам убежит от нас.
Логопед выкладывает на мольберт картинки жителей (зверей и птиц) и задает вопрос ребенку по очереди «Освободили кого?»
Определение места звука [р] в словах.
Некоторые картинки (жители) получили обратно звук [р], но забыли его место в своем названии. Где же его поставить: в начале, середине или конце? Назови слово, определи место звука [р] в нем и вставь букву Р в соответствующее окошко.
Определение количества слогов в словах.
Теперь каждого жителя посади в нашу ракету, на свое место, в зависимости от количества слогов в слове. Если в слове один слог, картинку клади на 1 окошко, если два слога – во 2 окошко, если три – в третье окошко. Ребенок сжимает шарик в левой и правой ладонях по очереди.
Крутит шарик между ладонями.
Ребенок рассказывает об артикуляции звука [р] по кружочкам
Ребенок проверяет звонкий звук или глухой путем наложения тыльной стороны ладони к горлу
Ребенок соединяет точки на листе бумаги, одновременно произнося звук [р]
Ребенок произносит слоги вслед за логопедом.
Ребенок выбирает картинку со звуком [р] на ватмане, встает и называет ее.
Ребенок повторяет движения за педагогом.
Ребенок отвечает на вопрос, образуя новые слова в родительном падеже.
Ребенок называет жителей по очереди и вставляет букву Р в одно из 3 окошечек ракеты
Картинки с животными и птицами ребенок вкладывает в определенное окошечко по количеству слогов.
Заключительная часть 2-3 мин.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности. Цель: подведение итогов образовательной деятельности, оценка ее результатов, с привлечением детей к самооценке. Ребенок отвечает на вопросы, делится впечатлениями.
Куда мы путешествовали сегодня?
Что особенно запомнилось?
Какие трудности вы встретили на пути нашего полета?
Что мы вернули нашим жителям?
Плавный вывод в самостоятельную деятельность ребенка. В память о нашем путешествии, дарю тебе ракету. Обведи ее по точкам. Это ты можешь сделать в группе.
Молодец! До свидания.