Светлана Горбатскова
«Звуки[Л] — [Л’] в словах». Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР для ребенка 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР
для ребенка подготовительной к школе группы
на тему «Звуки [Л] – [Л’] в словах. (Дикие животные наших лесов)».
Тема: Звуки [Л] – [Л’] в словах.
Цель: Автоматизация звуков [Л] - [Л’].
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [Л] - [Л’];
- уточнить и сравнить артикуляцию звуков [Л] - [Л’];
- автоматизировать звуки [Л] - [Л’] в словах;
- совершенствовать умение выделять и различать звуки [Л] и [Л’].
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
Публикация «„Звуки[Л] — [Л’] в словах“, Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР для ребенка 6–7 лет» размещена в разделах
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- пополнять и активизировать словарный запас на тему «Дикие животные наших лесов»;
- активизировать ВПФ: память, внимание, мышление;
- развивать звуковой и слоговой анализ слов;
- развивать синтаксическую сторону речи;
- развивать мелкую моторику рук
3. Воспитательные:
- воспитывать выдержку, самоконтроль;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование: игрушка Лиса, зеркала, массажный мячик, деревянные пазлы «Дикие животные наших лесов», пособие Травкиной Ж. А. «Грамматические ступеньки».
1. Организационный момент.
- Здравствуй! Посмотри, сегодня к нам пришла в гости лиса. Послушай, стишок, который она расскажет тебе.
К вам в гости буква Л пришла,
Её Лиса вам принесла,
Подарила Лене, Алле,
А вы её узнали?
2. Объявление темы.
- Лиса принесла тебе букву «Л». Сегодня мы будем правильно и красиво говорить звуки [Л] - [Л’].
3. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы говорить правильно и красиво, нам надо выполнить артикуляционную гимнастику. Поставь перед собой зеркало, чтобы хорошо себя видеть.
Ребенок выполняет комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л].
4. Анализ артикуляции и характеристика звука [Л].
- Произнеси звук [Л].
- В каком положении находятся твои губы и язык, когда ты произносишь [Л]? А какая воздушная струя?
-Губы в легкой улыбке. Зубы видны, разомкнуты. Кончик языка находится за верхними зубами, упирается в них. Он узкий. Воздушная струя идет по бокам языка между языком и щекой.
- Все верно. Звук [Л] - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении звука [Л] губы растянуты, зубы разомкнуты, кончик языка узкий, поднят за верхними зубами. Воздушная струя теплая.
5. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».
- К лисе пришли друзья. И они хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Если ты услышишь слово со звуком [Л] – загибай пальцы и повтори слово, если нет звука [Л] - прячешь руки за спину и молчишь.
Слова: лиса, кабан, медведь, волк, барсук, лось, олень, белка, заяц.
Ребенок выполняет задание по инструкции логопеда.
- Сколько получилось? Молодец.
- Если услышишь звук [Л] среди слогов, подними левую руку.
За, ко, ло, лу, илу, со, ла, пи, лы.
- Если услышишь среди звуков звук [Л], подними правую руку.
А, о, и, л, к, ш, л, с, л, л.
6. Упражнения с массажным мячиком.
- Наша гостья лиса напугала лесного ежа. Давай его успокоим.
Мы возьмем в ладошки ёжика (берем массажный мячик)
И потрем его слегка (в одной руке держим, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки (меняем руку, повторяем движение)
Помассируем бока. (катаем между ладоней)
7. Развитие лексико - грамматического строя речи.
- Лиса и ее друзья белка, лось и олень сфотографировались и сделали себе каждый из фотографии игру-пазл. Но подул сильный ветер и части пазлов разлетелись. Давай поможем зверям собрать их пазлы. А пока берем пазл, не забываем называть – чья это часть тела.
Ребенок собирает пазлы: лиса, лось, олень, белка. При этом проговаривает: это лисий хвост, лисья голова, лосиная спина, лосиное копыто, оленьи рога, оленье ухо и т. д.
- Вот и готов пазл лося! Давай вспомним, как называются члены его семьи:
Ребенок проговаривает – папа лось, мама лосиха, малыш лосенок, малыши лосята.
И так же с лисой, оленем и белкой (лис, лиса, лисенок, лисята; олень, оленуха, олененок, оленята и т. д.)
-Молодец, ты отлично справился и помог зверям!
8. Физкультминутка.
- Давай встанем и немножко отдохнём.
Беличья зарядка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкой дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
9. Работа с пособием Травкиной Ж. А. «Грамматические ступеньки».
Ребенок выбирает любое животное из собранных пазлов и проговаривает все про него по «Грамматическим ступенькам»:
- Это лиса. Лисы, много лис. Две лисы, пять лис. У великана - лисище, у гномика - лисичка. Лиса бегает, спит, охотится, и т. д. Лиса быстрая, рыжая, красивая, пушистая, хитрая и т. д.
10. Составление и анализ предложения.
- Выбери одно животное и составь предложение с этим словом.
Сколько слов в твоем предложении? Сделай схему предложения.
Ребенок выполняет задание.
11. Звуковой и слоговой анализ слов.
- Раздели на слоги слова: лисенок, лисица, лось, лосиха, косуля, белка, олененок.
- Где слышится звук [Л] в начале, в конце или в середине слова?
Ребенок выполняет задание.
12. Итог занятия.
- Какой звук сегодня мы учились правильно и красиво говорить?
- Что тебе больше всего понравилось? А что было сложным?
- Ты сегодня постарался и отлично справился!
- На этом у нас занятие заканчивается и давай друг другу скажем «Спасибо за занятие!» - Сегодня мы учились правильно и красиво произносить звук [Л].