Маргарита Аникина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] с использованием технологии пескотерапии.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] с использованием технологии пескотерапии.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
закреплять навык автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях;
закреплять понятие о звуке [Р], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы;
продолжать формировать умение определять наличие и место звука [Р] в слове;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] с использованием технологии пескотерапии,» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песочная терапия
- Темочки
закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными во множественном числе;
совершенствовать навыки деления слов на слоги.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
развивать восприятие, память, внимание, воображение;
развивать фонематический слух;
формировать правильный выдох.
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать доброту, отзывчивость;
формировать контроль за собственной речью, активность и работоспособность.
Оборудование: Стол с кинетическим песком и подсветкой; крупные фасолинки; коктейльная трубочка; игрушки – тролли; мелкие игрушки – «киндеры» - катер, паровоз, ракета, скутер, трактор, поросёнок, корова, кролик, носорог, тигр, жираф, зебра, крокодил, бобёр; предметные картинки; карточки с цифрами от 1 до 4; влажные салфетки.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Логопед :
- Здравствуй, Алиса! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город. Ты согласна?
Ребенок: Да.
(Логопед и ребенок располагаются около песочного стола).
Логопед :
- Итак, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой).
Покажи, Алиса, как она текла (ребенок проводит по песку рукой). На берегу реки жили тролли (ставятся игрушки – тролли: принцесса Розочка, Цветан, Пушистик, DJ Звуки, Тополёк, Миндалька, бабушка Цветунья, Здоровяк.).
Жили эти тролли
В чудесном доме (ребенок на песке рисует дом)
В доме том была труба,
Дым из неё валил всегда (ребенок на песке рисует трубу)
Было и окно,
Нарисуй, какое оно (ребенок на песке рисует окно)
Жили тролли, не грустили
Друг за другом бегали (ребёнок пальчиками водит по песку, имитируя бег)
Прыгали, скакали,
Весело играли (ребёнок пальчиками водит по песку, имитируя прыжки)
II. Основная часть.
Логопед :
- И вдруг стряслась беда большая –
Король - Хрящ очень злой,
Принцессу Розочку захватил (логопед незаметно убирает игрушку из песка и показывает в руке палочку)
И в палку превратил.
Что делать? И куда бежать?
Друзей надо выручать!
Ну как, Алиса, ты готова?
Ребё нок: Да.
Логопед :
- Там испытания суровы
Задания надо выполнять
Чтоб колдовство то разгадать!
Тогда вперёд!
Задание первое зовё т:
Упражнение «Что в песке?»
Логопед :
- Ты картинки ищи,
Из песка доставай,
Что нарисовано, называй
И первый звук определяй.
(Сдувая песок, ребенок открывает изображение и называет первый звук в словах –ракета, рыба, ручка, радуга.)
Ребенок: Да это же любимый звук принцессы Розочки.
Логопед : Почему ты так думаешь? (Ответ ребенка)
Логопед : Верно, имя Розочка начинается со звука [Р]. Алиса, давай вспомним как работают органы артикуляции когда мы произносим звук [Р].
(Ребенок характеризует артикуляцию звука).
Задание 2.
Упражнение «Определи позицию звука в слове».
Логопед :
-Звук [Р] нам будет помогать
Принцессу Розочку нашу выручать.
Алиса, определи позицию звука [ Р] в слове и положи правильно фасолинку.
(Логопед называет слова – катер, паровоз, ракета, скутер, трактор, а ребенок рисует на песке схему слова и кладёт фасолинки, называя где слышится звук[р]в слове. (В слове «катер» звук [Р] слышится в конце слова и т. д.)
Логопед :
- Как одним словом можно назвать все эти слова?
Ребенок: Транспорт.
Логопед :
- Умница! Какой ты еще знаешь транспорт, в названии которого есть звук [Р]?
(Ребенок называет слова (грузовик, вертолет, метро, трамвай, корабль) и кладёт фасолинки обратно в домик троллей.)
Логопед : Молодец! Ты правильно определила место звука [р] в слове и назвала слова на заданный звук. Ты справилась и с этим заданием.
Задание 3.
Упражнение «Один – много»
Логопед : Алиса, в нашем волшебном городе много разных предметов. Давай попробуем их назвать.
(Логопед показывает один пальчик и называет - красивая зебра, а ребёнок показывает растопыренные пальчики и называет – красивые зебры и т. д., горный ручей –горные ручьи, оранжевый трамвай - оранжевые трамваи, розовая рубашка –розовые рубашки, горная дорога – горные дороги, красная роза – красные розы, серая крыса – серые крысы, черная ворона – черные вороны, крутая гора – крутые горы)
Задание 4.
Упражнение «Покорми зверей»
Логопед :
- Дремучий лес перед горой (ребенок выставляет деревья и строит гору из песка)
Стал непролазною стеной…
Давай посмотрим, что случилось? (логопед перед ребенком выставляет мелкие игрушки животных, в названии которых есть звук [Р]).
Зверей здесь много заблудилось!
Давай покормим их сейчас.
(Ребёнок составляет предложения. - Я покормлю кролика морковкой и травой. – Я покормлю бобра корой. и т. д.)
Задание 5.
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Логопед :
- Животным помогла ты в горе
Теперь на берегу мы моря. (ребёнок на песке рисует волны)
За ним - Песчаная гора,
Где скрыта сила колдовства.
Чтоб через море переплыть
Задание надо выполнить
Слова на слоги разделить.
(Ребенок делит слова на слоги, берет карточки с цифрами и ставит их в песок перед животными).
Задание 6.
Упражнение «Запомни - повтори»
Логопед :
- Теперь с тобой мы - у Горы…
Здесь заклинания томятся,
Злого короля они бояться
Их надо нам освободить
И правильно их повторить.
Как только их мы повторим,
Злые чары рухнут в пыль,
И принцессу мы освободим.
(Ребёнок повторяет за логопедом)
Ра-ра- ра – вот крутая гора.
Ро- ро-ро - вместе едем на метро.
Ру- ру –ру - красим Жучке конуру.
Ры- ры -ры - тут летают комары.
Ара- ара- ара - вот идёт Тамара.
Оро- оро- оро- башню строит Жора.
Логопед : - Кого же мы расколдовали?
Ребенок: - Розочку.
(Логопед ставит в песок игрушку принцессу Розочку)
Логопед : - В волшебной маленькой стране
Теперь на праздник вышли все!
Пошёл такой весёлый пир
Какого и не видел мир!
III. Итог.
Логопед : Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Алиса, ты просто умница! Ты спасла принцессу Розочку, выполняя сложные задания. А что понравилось тебе больше всего? (Ребенок называет упражнения, которые понравились в этой игре).
Аникина Маргарита Николаевна, учитель-логопед
МАОУ СШ №59 «Перспектива» г. Липецк