Ольга Боровых
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Насекомые» для работы с ребёнком старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия – закрепить у ребёнка речевые навыки и умения, формируемые в течение учебного года, обратить его внимание на ещё имеющиеся у него трудности в самостоятельной речи.
Задачи занятия
Коррекционно-обучающие:
уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках;
подбор качественных прилагательных к заданному существительному и образование относительных прилагательных;
подбор глаголов к заданному существительному;
согласование числительных с существительными;
употребление предлогов «под», «над», «справа от», «слева от», «в»;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему „Насекомые“ для работы с ребёнком старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли;
автоматизация звуков [л], [л] и их дифференциация в связной речи;
Коррекционно-развивающие:
развитие устойчивого внимания;
развитие всех видов памяти, восприятия;
развитие логического мышления.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание внимательного отношения к слову;
воспитание положительной мотивации к занятию.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, аудиозапись звуков различных насекомых, магнитная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Добрый день!
- Готов (а) сейчас потренировать свою речь: вспомнить то, чему мы учились на занятиях, и узнать для себя что-то новое?
II. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Жук»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)
III. Артикуляционная гимнастика
«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
IV. Объявление темы занятия
- Послушай загадки и попробуй их отгадать.
В лесу у пня
Весь день беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
(Муравьи)
Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
Голубой аэропланчик
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
- Как мы назовём одним словом «муравья, пчелу и комара»?
- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о насекомых.
V. Введение в тему – рассказ логопеда.
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Тело насекомых можно разделить на три части: голова, грудь, брюшко. А так же у всех насекомых по 6 лапок. Насекомые питаются нектаром, зеленью, мелкими насекомыми и даже кровью. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
VI. Логопедические игры и упражнения
«Подбери слово» подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т. д.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Пчела – пчелище – пчёлка.
Муравей – муравьище – муравьишка.
Кузнечик – кузнечище – кузнечишка.
Жук – жучище – жучок и т. д.
Игра «Слушаем и угадываем». Давай сядем на ковёр и послушаем звуки, которые издают различные насекомые.
Упражнение «Сколько насекомых на цветах?» Давай украсим нашу полянку цветами, на которых сидят шмели.
Посчитаем количество шмелей по образцу: один шмель, два шмеля, три шмеля и т. д. (согласование числительных с существительными)
Упражнение «Подбери признак». Шмель какой (крупный, мохнатый, полосатый, усатый, красивый, трудолюбивый?
Игра «Где пчела?»: под ульем, над ульем, в улье, справа от улья, слева от улья.
Упражнение по звуко-слоговому анализу слов. Делим слово пчела на звуки и определяем количество слогов.
Упражнение «Доскажи стишок»
Пчела голодная была,
Накрыла стол себе пчела:
Нектар в ромашку … (налила,
И, позабыв про все … (дела,
Уселась, свесив ножки,
А жало – вместо … (ложки!
Сравнение пчелы со шмелём с опорой на картинки. Шмель крупнее и мохнатее пчелы.
Работа с пословицей. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. Пословицы подсказывают человеку правильное решение и просто учат жить.
Пчелка мала, да и та работает.
Объяснение: каждый человек должен трудиться, не зависимо от того, какой он: маленький или большой, богатый или бедный.
VII. Итог занятия
- О какой группе живых существ мы сегодня говорили?
- Что тебе больше всего понравилось на занятии?
- Какое задание показалось для тебя самым трудным?
- Спасибо тебе за старание, мне очень понравилось с тобой проводить время!