Татьяна Ярцева
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ринолалией «Постановка звука [P]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
для ребёнка с ринолалией «Постановка звука [P]»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука [Р] в полном объёме.
Учить ребёнка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Р].
Коррекционно-развивающие:
Развивать активизацию мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ринолалией „Постановка звука [P]“» размещена в разделах
Развивать фонематический слух, память, силу голоса и интонационную выразительность, речевое дыхание.
Формировать у ребёнка самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование:картинки из серии «Весело и грустно», картинки для д/игры «Угадай слово по первому звуку», схема упражнений на дифференциацию ротового и носового выдоха, логопедические зонты для постановки звука [P], спирт, платки. Профиль артикуляции звука [Р].
Ход занятия.
Оргмомент.
Учитель –логопед : доброе утро, я очень рада встрече с тобой. Посмотри на картинки из серии «Весело и грустно» и определи эмоциональное состояние детей, изображённых на картинках.
Ребёнок : показывает картинку и определяет эмоциональное состояние детей: весёлый, злой, грустный, радостный, удивлённый, печальный, гневный, испуганный….
Учитель-логопед : а какая картинка отображает твоё эмоциональное состояние?
Ребёнок показывает картинку. У меня радостное настроение.
Учитель-логопед : я очень рада, что у тебя радостное настроение. Ты готов к выполнению формулы правильной речи и уверенного поведения:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не надо нам спешить. Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.
Учитель-логопед : а для того, чтобы внятно и понятно проговаривать все слова, нам осталось научиться произносить звук [Р]. Это трудный звук. Чтобы научиться его произносить надо много потрудиться. Я уверена, что у тебя всё получится. В произношении звука [Р] принимают участие все органы артикуляции. Обязательно надо активизировать их работу. А начнё м мы с массажа губ:
Поглаживающие движения (указательным и средним пальцами вдоль носогубных складок). Друг на санках прокати, с горки мчится нету сил. В гору же –едва-едва. Разболелась голова.
Растирание пилением (Указательным пальцем одной руки делаю пилящие движения над верхней губой). На коньках скольжу по льду, не боюсь. Что упаду! Очень трудно устоять, но попробую опять.
Разминание надавливанием («утапливаю» указательные пальцы посередине верхней губы, большим и средним пальцами выполняю сдавливающие движения, двигая губу вперёд). Кап-кап-кап! Дождинки по стеклу. Кап-кап-кап! Я ночью не усну. Топ-топ-топ! Прохожий пробежал. Кап-кап-кап! А дождь его застал. Топ-топ-топ! По лужам он бежит. Кап-кап-кап! По крышам дождь стучит.
Вибрация (указательным и средним пальцами выполняю постукивающие движения вокруг губ) Топ-топ-топ! Пробежал по дорожке. Топ-топ-топ! Я встречаю зарю. Буль-буль-буль! Рыбка в речке плеснула. Крошками я её покормлю. Топ-топ-топ! Я бегу всё быстрее. Тинь-тинь-тинь! Птичка свистнет в лесу. Дзинь-дзинь-дзинь! Я бегу босоногий, окунаясь по пояс в росу.
Учитель-логопед : Умница! Как хорошо работают твои губки. А теперь проведё м массаж языка:
Поглаживание языка от корня до кончика (одной рукой фиксирую кончик языка, другой указательным пальцем выполняю поглаживающие движения). Побежал щенок за мной. По дорожке, по прямой. Очень резвый мой щенок. Чуть меня не сбил он с ног.
Круговое растирание боковых краев, кончика языка. Ходят ходики на стенке,
слышно «тик» и сразу «так». Сладко спит малыш в кроватке. В доме тишь и полумрак.
Пощипывание боковых краев языка. Шапку с шарфиком вяжу. Пойду тигру подарю.
Пощипывание кончика языка. Бабушке вяжу крючком я футлярчик для очков. Мамочке -носочки от любимой дочки.
Перетирание (указательным и большим пальцами выполняю лёгкие движения с давлением на ткани языка, двигая язык вперёд -назад.) Сушка, сушка, две баранки, две машинки, две панамки. Два мальчишки у дорожки в лужице мочили ножки.
Разминание надавливанием (указательный, пальцем делаю лёгкие движения с давлением на ткани языка). Слон спросонья топ ногой, а потом ногой другой:
почему я не могу хобот свой согнуть в дугу?
Разминание сдвиганием (указательным, большим и средним пальцами двигают языком вправо-влево/вперёд-назад) Две подружки по дорожке топали, устали ножки. Топать и бежать устали,сели-встали, сели-встали.
Вибрация поколачиванием (указательным пальцем выполняю постукивающие движения в направлении от корня языка к кончику). По асфальту каблучками простучали ножки. Эта наша Милочка ходит по дорожке.
Вибрация поколачиванием (указательным пальцем выполняю постукивающие движения боковых краев языка). И вперед, и назад бегать тигр очень рад. Трудное затеял дело, тигр ступает очень смело.
Движения языка с сопротивлением (большим, средним и указательным пальцами, захватываю кончик языка, совершаю давящие движения. Ребенок в это время «выталкивает пальцы»). Трак у трактора сломался. Трактор ездить перестал. Тракторист достал кувалду. Трактор сразу побежал.
Учитель-логопед : Здорово у тебя получается. Ты стараешься. Молодец! А чтобы еще лучше работалось выполним гимнастику Мозга: «Перекрёстные шаги». (Звучит музыка Морись Равель «Балеро»). Делаем попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасаемся руками к противоположным коленям перед собой, затем за спиной – к противоположным пяточкам. А теперь перекрёстные движения сопровождаем прыжками на месте.
Отдохнули, продолжаем, выполняя массаж мягкого нё ба:
Продольное поглаживание (располагаю указательный палец позади верхних зубов, двигаю пальцем по направлению к мягкому нёбу, поднимая мягкое нёбо)
Мы ремонт затеяли. Мы песок просеяли.
Круговое растирание (указательным пальцем совершаю круговые поглаживающие движения от верхушки зубов по направлению к мягкому нёбу).
Поскребём потолок в тех местах, где он промок.
Поперечное растирание (указательным пальцем, совершаю безотрывное движения вправо – влево о верхних зубов по направлению к мягкому нёбу).
А теперь белить пора. За работу, детвора.
Разминание надавливанием. (Указательным пальцем выполняю движения с лёгким надавливанием на ткани твёрдого и мягкого нёба в произвольных направлениях). Краской окна подведём. И порядок наведём.
Вибрация (указательным пальцем делаю безотрывные колебательные движения от верхних зубов по направлению к мягкому нёбу). Всё вымоем, всё покрасим, закоулки все облазим.
Учитель-логопед : хорошо. Спасибо! Теперь выполняем упражнения для нижней челюсти:
- Рот полуоткрыть-широко открыть-закрыть.
- Двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте.
- Произвольно двигать нижней челюстью вправо-влево.
- Имитировать жевание, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого нёба, языка и губ.
- Кулаком подпереть нижнюю челюсть, открывать рот с сопротивлением, надавливая кулаком на челюсть.
Упражнения для губ и щёк
- Надувание обеих щек одновременно;
- Надувание щек попеременно (катать воздух из одной щеки в другую)
- Втягивание щек в ротовую полость между зубами;
- Сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);
- Растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, Вверх и вниз, обнажая зубы. Затем их расслабить.
- Сделать «хоботок», удерживая его 5-10 сек.
-Попеременно произносить (и)-(у0. (и)-(о, сначала беззвучно, затем с голосом).
- Поднять верхнюю /нижнюю губу, обнажая верхние зубы.
- Имитировать полоскание зубов (надуть губы).
- Производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).
Учитель-логопед : Ты умничка! Стараешься. Давай немного отдохнем и выполним упражнение "Коготки и лапочки"
Учитель-логопед : я предлагаю тебе превратиться в котенка: «Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)».
Учитель-логопед : давай вместе помяукаем: ласково, показывая лапки, и – зло, показывая коготки.
Учитель-логопед : Здорово. А сейчас выполним очень хорошо знакомые тебе упражнения для языка:
- «Часики» -широко открыть рот, высунуть язык, двигать его влево-вправо. - «Качели»- широко открыть рот, высунуть язык, двигать его попеременно вверх-вниз.
- «Маляр» -широко открыть рот, гладить языком твёрдое нёбо по направлению вперёд-назад.
- «Иголочка»- широко открыть рот, высунуть язык вперёд, максимально сжать. Чтобы заострился кончик языка.
- «Лошадка»-цокать языком. (следить за тем, чтобы язык падал вниз от «грибочка», а не цокал кончиком.
- «Гармошка»- широко открыть рот, присосать язык к твёрдому нёбу. Чтобы натянулась подъязычная складка. попеременно открывать – закрывать рот, удерживая язык у верхнего нёба.
- Покусывай язык от кончика, постепенно высовывая его изо рта.
- «Накажи непослушный язычок» - положи язык между губами. Произноси: «бя – бя – бя».
- «Почистим зубки» - широко открыть рот, двигаясь кончиком языка по нижним, затем верхним резцам вправо-влево».
- «Пробка»-кончик языка завести под верхнюю губу, с щелканьем вытолкнуть язык изо рта
Гимнастика мимических мыщц. Учитель-логопед : а сейчас весёлая минутка «корчим рожицы» у зеркала:
- Сморщить лицо, затем расслабить.
- Попеременно поднимать –опускать брови.
- Одновременно закрывать и открывать глаза.
- Попеременно закрывать правый, левый глаз.
- Одновременно, затем попеременно прищуривать глаза.
- Нахмурить брови, затем расслабить.
- Совершать нюхательные движения.
Упражнения для активизации нёбно-глоточного затвора
Учитель-логопед :а теперь постарайся
- Высунуть язык изо рта, «показать горло врачу».
- Покашливать с активным выдохом и произнесением гласных звуков (и, (э, (а (о, (у). (ы).
- Позёвывать с произнесение гласных (и, (э, (а (о, (у). (ы).
- Глотать воду мелкими порциями, затем имитировать глотание.
Фонационные упражнения
Учитель-логопед : Широко открыв рот, повтори гласные звуки на твёрдой атаке А! а!а! Э! Э! э! а! э! (отрывисто с напряжением, затем на мягкой (плавной) атаке голоса: а__, а___, э___, э___, э___ (Повтори 6 раз)
Учитель-логопед : для правильного произношения звука [Р] у тебя прекрасно подготовлен артикуляционный аппарат, но для того, чтобы звучал звук [Р] должна быть сильная и направленная воздушная струя. Давай с тобой вспомним и выполним дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Эти упражнения помогут тебе научиться контролировать дыхание.
Смотрим на схему и в соответствии выполняем вдох и выдох строго определенным образом. (Например, вдох ртом-выдох носом. Вдох, и выдох только ртом. Вдох носом -выдох ртом.
Следующий вдох-выдох носом. (Каждое действие повторяем не больше 4 раз.)
Развитие речевого дыхания
Учитель логопед : как здорово у тебя получается, а сейчас давай попробуем на выдохе произнести предложения, постоянно их наращивая словами. Повторяй за мной:
Снег.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Развитие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых фраз.
Учитель логопед : (Показываю картинки трёх медведей). Тебе хорошо знакомы герои сказки. А сейчас произнеси фразу «Кто ел из моей миски?». А я постараюсь отгадать. Кто это сказал?
Ребенок произносит фразу, меняя высоту, силу, тембр голоса.
Учитель-логопед : Молодец. Ты хорошо занимаешься, красиво говоришь. Смотрю у тебя по - прежнему хорошее настроение. Много потрудились мы с тобой, давай отдохнём.
Динамическая пауза.
Учитель-логопед : А для того, чтобы отдохнуть попробуй движениями, мимикой, жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий. маленький, грустный, круглый, шумный, радостный, прыгучий, тихий, холодный, низкий.
Учитель-логопед : здорово у тебя получается.
Постановка звука [Р]
Учитель логопед : Посмотри на профиль артикуляции звука [Р]. Это какой звук?
Ребёнок : звук [Р]-звонкий, дрожащий, ротовой, сонорный, твёрдый, переднеязычный.
Учитель логопед : расскажи артикуляцию звука [Р].
Ребёнок : губы полуоткрыты. Зубы не смыкаются. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам) напряжён и вибрирует.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Форма языка напоминает «ложечку». Посередине языка
идёт воздушная струя, которая ощущается ладонью.
Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки.
Воздух проходит через рот. Голосовые связки сомкнуты,
вибрируют. Голос есть.
Учитель логопед : положи ладошку на моё горло,
я произнесу звук [Р]. Что ты ощущаешь?
Ребёнок : голос есть, я чувствую вибрацию.
Постановка по подражанию.
Учитель логопед : постарайся теперь, в соответствии с артикуляцией звука [Р] : присосать язык к твёрдому нёбу, выполнив упражнение «Грибок», сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении, затем резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Произнести этот звук. Не получается?
Постановка звука [Р]механическим способом.
Учитель логопед : Не огорчайся, сейчас мы, в помощь, возьмем знакомые тебе уже инструменты: «восьмёрочка», «шарик», «рамочка», «расчёска-шпатель», «лопаточка», «соска» и каждым из них попробуем помочь тебе вызвать вибрацию языка. Будем работать с инструментом, который быстрее поможет вызвать вибрацию кончика языка. У тебя всё получится! Помни, что воздушную струю направляешь на кончик языка. Дрожит кончик языка.
1. Постарайся длительно и протяжно произнести «ДЖ», а я инструментом помогу вызвать вибрацию языка. (Ребенок произносит «ДЖ», одновременно под язык подкладываю один из инструментов: «соска», «шарик» и быстрыми движениями вправо-влево вызываю механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами).
2. Постарайся длительно и быстро произнести «Д-д-д-д…». А я одновременно под язык подкладываю «лопаточку и быстрыми движениями снизу - вверх, сверху- вниз (лопасти крутятся) вызываю механическое колебание языка.
3. Постарайся длительно и протяжно произнести «Ж» или «З». ( Одновременно под язык подкладываю один из инструментов: «рамочка», «шпатель-расчёска, «восьмёрка» быстрыми движениями снизу-вверх вызываю механическое колебание языка).
Упражнение для глаз: «Витки»
Учитель-логопед : представь, что перед нами расположена вертикальная труба. Наша задача- «обмотать» ее воображаемой верёвкой при помощи глаз. Давай вместе будем делать пять витков в одну сторону. Остановились. Поморгали и пять витков делаем в другую сторону. Отлично.
Развитие кинестетической организации речи
Учитель-логопед : произнеси слоги, состоящие из разных согласных и разных гласных звуков : «па-ту-ко»; «ма-но-му». Произнеси закрытые и обратные слоги: «пап-ап»; «нан-ан».
Развитие фонематического восприятия.
Учитель-логопед : перед тобой карточки со словами и картинки, подбери картинки к словам, близким по звуковому составу.
Ребенок: подбирает картинки к словам, близким по звуковому составу : «лук-сук», «булка- белка», «удочка-уточка», «ночь-дочь», «пила- Мила», «молоток-коробок», «сова-софа».
Учитель-логопед : А теперь дополни предложение, выбрав по картинкам нужное слово.
У девочки (батон). У девочки (бутон). У папы (плётка, У папы… (плёнка). У бабушки (нитка).). У бабушки (ватка). У мальчика (бинт). У мальчика (винт).
Развитие звукового анализа и синтеза
Учитель-логопед : давай поиграем в игру:«Угадай слово по первому звуку»
Посмотри на картинки, назови первый звук, обозначающий предметы на предложенных картинках. И из полученных звуков составь новое слово.
Ребёнок : к. н. и. г. а= книга, с. а. н. к. и=санки,
г. н. о. м=гном, ф. л. а. г= флаг.
Итог занятия.
Учитель-логопед : Посмотри на хорошо знакомые тебе картинки из серии «Весело и грустно» и определи свое эмоциональное состояние в конце занятия?
Ребёнок : у меня такое же настроение -радостное.
Учитель логопед : ты умница. У тебя всё получается, потому что стараешься. Я уверена, ты скоро научишься произносить звук [Р].
Мы много трудились. Давай выполним твоё любимое упражнение на релаксацию "Снеговик". Слепили во дворе снеговика. Красивый получился. Изобрази снеговика. Есть у него голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит он на двух крепких ножках… Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стал наш снеговик замерзать. Сначала у него замерзла голова, напряги голову и шею, а потом плечи, теперь туловище. А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками, напрягает ноги, и не удалось ветру разрушить снеговика. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, и начал наш снеговик таять. Сначала начала таять голова, свободно опусти голову, потом плечи, расслабь и опусти плечи, потом руки мягко опусти, потом туловище, как бы оседая, склони вперед, а потом и ноги мягко согни в коленях. Сначала сядь, а потом приляг на пол. Солнышко греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле. (Звучит музыка (Бетховен Л. «Лунная соната»). Закрой глазки, представь, что теплые солнечные лучики, согревают тебя и благодарят за твое трудолюбие, старание и желание научиться произносить звук [Р].