Татьяна Рыкова
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР (5–7 лет) с использованием ИКТ
Тема: Автоматизация звука [Р]. В гостях у тигра Рыка.
Цель: Автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционные:
• Закрепить правильный артикуляционный уклад звука Р.
• Закрепить правильное произношение звука Р в слогах, словах и предложениях.
Обучающие:
• Закрепить умение согласовывать существительное с числительными.
• Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР (5–7 лет) с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
• Развивать целостность восприятия.
• Развивать мелкую моторику рук и речевую активность ребёнка
• Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
Воспитывающие:
• Воспитывать отзывчивость, усидчивость, самостоятельность, интерес к занятиям.
Планируемые результаты занятия: правильное произношение звука Р в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: Игрушка тигр, интерактивный стол, флешка с играми мерсибо «Лого Ассорти», наушники с микрофоном, массажный мячик, предметные картинки, домик для определения места звука в слове, игрушка машинка, карточки мерсибо для составления рассказов по серии сюжетных картинок «Что сначала?».
Ход занятия:
• Организационный момент.
Логопед с ребёнком заходят в кабинет
Логопед (л.): – Здравствуй (называет имя ребёнка).
Ребёнок (р.): - Здравствуйте.
Л: Присаживайся на стул, не забывай ножки ровно стоят на полу, спинку держим ровно.
• Сообщение темы занятия.
Л: - Сегодня мы побываем в гостях. Кто это?
Р: - Тигрёнок
Л: - Правильно это тигрёнок, а зовут его Рык. Он нас очень ждёт. Вместе с ним мы будем учиться правильно произносить звук Р в словах. Но для того, чтобы попасть к нему в гости, нужно наши ладошки и пальчики размять.
• Игра с массажным мячиком. Координация речи с движением, развитие мелкой моторики.
Непростой шарик
Этот шарик непростой - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Л: - Молодец! А теперь Рык хочет вместе с нами научиться рычать, для этого мы будем выполнять гимнастику для язычка, а тигрёнок нам в этом поможет.
• Игра «Где мой рык?». Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики направленный на постановку звука Р. С помощью ИС
• Игра «Торт со свечками». Направлена на развитие сильной воздушной струи с помощью ИС
• Уточнение артикуляционной позы звука Р
Л: - Умничка! Теперь давай вспомним: как нужно правильно произносить звук Р? Когда мы произносим звук Р – губы растянуты в улыбке, зубы видно, рот немного открыт, язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка при этом он дрожит.
А звук Р гласный или согласный?
Р: - Звук Р согласный.
Л: - Правильно. Скажи, этот звук мягкий или твёрдый?
Р: - Этот звук твёрдый.
Л: - Молодец! Ты верно рассказал о звуке Р.
Теперь найди букву Р. Правильно. Давай сделаем Рыку подарок. Выложим из фасоли букву Р.
• Упражнение «Заведи мотор». Автоматизация изолированного звука Р.
Л: - Перед нами длинная, извилистая дорога, а нам нужно добраться в гости к тигрёнку, как ты думаешь, на чём мы можем добраться туда?
Р: - На машине.
Л: Правильно нам нужна машина. Но для того чтобы она поехала нам нужно завести мотор.
Садимся, заводим «Р-Р-Р»
Ребёнок долго произносит звук Р при этом передвигает по дорожке машинку.
• Закрепление звука Р в слогах.
Л: А теперь вспомни, какие песенки помогали тебе научиться правильно произносить звук Р?
Р: Ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры
Л: Молодец! Посмотри, чьи тут следы? Ага, это же следы нашего тигрёнка, если пройдёшь по его следам и правильно повторишь все слоги, то узнаешь, куда пошёл тигрёнок.
Р: Тра, тро, тру, тры, кра, кро…
Л: Умничка! Ну, вот мы и добрались до Рыка. Не забудь в гостях правильно и чётко произносить звук Р.
• Автоматизация звука Р в словах.
Л: мы приехали к Рыку не с пустыми руками. Привезли подарок (дарим). Давай назовём членов семьи Рыка: папа - кто, мама, детёныш?
Р: папа тигр, мама тигрица, детёныш тигрёнок.
• Игра «Попугай» с помощью ИС
Л: Правильно, молодец! У нашего тигрёнка Рыка есть друг попугай Дормидонт. Он приготовил нам задание: нужно повторить правильно слова, которые он скажет.
Р: нажимает на экране на рычаг и повторяет слова которые говорит попугай.
• Физминутка «Тигрята. Координация речи с движением, развитие общей моторики.
Л: Молодец! А теперь давай немного отдохнём.
Прибежали к нам тигрятки ребёнок на месте бежит
И все начали играть.
Вот раздался страшный рык – (аудио запись)
На лужайку прыгнул тигр. Прыгает на месте
Звери делают поклоны выполняет наклон вперёд
Появился царь зверей.
Приседают поскорей. Выполняет приседание
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. Бег на месте
Тигрята вертят головой, выполняет повороты головой в левую и правую сторону
Начинаем мах ногой: выполняет махи (влево,вправо) сначала левой, потом Влево, вправо. Правой ногой
Раз, два, раз, два марширует на месте
Вот и кончилась игра.
Все тигрята по местам!
• Игра «Измени слово». Развитие фонематического слуха, автоматизация звука Р в словах.
Л: Рык приготовил для тебя игру «Измени слово». Я произнесу слово, а ты меняй в нём первый звук на звук Р и называй новое слово.
Дом-ром танец-…
Хобот-… мычать-…
Пугать-… высь-…
Кот-… нога-…
Мак-… мука-…
• Упражнение «Определи место звука в слове». Развитие фонематического анализа. Работа с предметными картинками.
Л: Наш друг принёс конверт с картинками. Назови слова и разложи правильно: со звуком Р в начале слова клади в первое окошко, в середине слова во второе окошко, в конце слова в третье окошко.
(Предметные картинки: ракета, барабан, роза, фартук, арбуз, кровать, светофор, помидор).
• Игра «Назови ласково» Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Л: Преврати эти слова – предметы в маленькие (назови ласково). Например ракета – ракетка, розочка и т. д.
• Игра «Посчитай» Употребление числительных с существительными
Л: А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан. Например: одна ракета, две ракеты и т. д.
• Игра «Рюкзак туриста». С помощью ИС. Формирование навыков употребления предлогов в речи.
Л: Молодец! Весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Тебе нужно выполнять его инструкции и произносить куда ты кладёшь предмет правильно называя «маленькое слово» – класть предметы за шкаф, под стол, доставать из рюкзака.
Р: играет с помощью ИС
• Дидактическая игра «Что сначало?». Развитие связной речи. Составление рассказа по карточкам.
Л: Умничка! Смотри у Рыка перепутались все картинки, давай ему поможем разложить их по порядку слева на право и расскажем, что было сначала и потом.
Р: раскладывает сюжетные картинки последовательно, затем составляет рассказ.
Рефлексия: Какой ты сегодня молодец! Справился со всеми заданиями. Пора прощаться с нашим другом тигрёнком Рыком, давай скажем ему какой звук ты научился произносить? Какие слова ты запомнил? Всё верно!
Заключен
ие. [/i]
Интерактивные игры представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием интерактивных игр, что позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности специального образования.