Анна Старчикова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать слуховую память, мышление, внимание, артикуляционную моторику, мелкую моторику рук.
Коррекционно- воспитательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: тематические карточки; зеркало.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайся с ними.
2. Сообщение темы занятия.
3. Сейчас я прочитаю стихотворение послушай его.
Шепчет кошке петушок:- Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:- Шаг шагнешь – и откушу!
- Какой звук в этом стихотворении повторяется чаще всех, я выделяла его голосом?
-Правильно, звук [Ш], молодец!
Мы с тобой сегодня продолжим работу над этим звуком. И покажем нашим гостям твои успехи.
4. Развитие фонематического слуха.
Я ещё раз прочитаю тебе это стихотворение, а ты будешь ловить звук ш ладошками. Хлопай каждый раз, как услышишь звук ш.
5. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Парус»
Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
6. Дыхательные упражнения.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Правильная артикуляция звука «Ш» :
- губы округлены и выдвинуты вперед
- зубы сомкнуты, либо сближены
- кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
- звук «Ш» произносится без голоса – глухой
5. Слоговые ряды :
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша –ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
6. Проговаривание слов со звуком Ш. Игра: «Один-много». Карточки с изображением предметов со звуком ш. Шалаш-шалаши, машина-машины, шишка-шишки, шапка-шапки, камыш-камыши.
7. Физкультминутка.
Мячик-ежик мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
8. Автоматизация звука [Ш] в предложениях. Игра: «Что перепутал художник».
Посмотри внимательно на картинку и составь несколько предложений со словами со звуком ш.
- Шапка не должна лежать на столе, шапка должна лежать в шкафу.
9. Развитие фонематического анализа. Игра: «Найди место звука в слове».
Посмотри на схему и найди место звука ш в слове – машина. Выдели место звука на схеме фишкой. Почему ты взял фишку синего цвета?
(Звук ш согласный).
10. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Петушок, петушок дам тебе пшена мешок,
Дам воды немножко, подойди к окошку.
11. Итог.
Какой звук ты сегодня учился произносить?
Какое задание тебе показалось самым интересным?
Какое задание для тебя было сложным?
Как ты считаешь ты справился со всеми заданиями?
Как ты оцениваешь сам свою работу на уроке?