надежда ельчанинова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»
Подготовила: учитель-логопед
МБДОУ №28 Ельчанинова Н. А.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им. П. множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ш] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; плавный целенаправленный выдох, силу ротового выдоха; зрительное внимание и воображение, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Оборудование: предметные картинки, игрушка мышка, пособия «Квадрат Воскобовича» и «Помоги мышке залезть в норку».
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла гостья.
Отгадай загадку и ты узнаешь, кто это.
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
(Мышка)
Логопед: Правильно, это мышка. А зовут её Мышуня (логопед достаёт игрушку).
2. Сообщение темы занятия. Какие звуки повторяются в словах мышка и Мышуня? – Верно, это звук [ш].
Сегодня на занятии мы будем играть со звуком [ш]
и будем продолжать учиться правильно произносить его.
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (показ артикуляционных упражнений для звука Ш на ПК)
Сказка: Жила-была мышка Мышуня (см. схему выкладывания фигурки мышки из квадрата Воскобовича).
Складываем форму «Мышка»: Положим квадрат зелёной стороной вверх, соединим верхнюю и нижнюю стороны. Какая фигура у нас получилась? Правый верхний угол прямоугольника загнем внутрь. Вот у нас получилась сказочная фигурка мышки.
Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). На окошке Мышуня увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»). А потом к мышке пришла в гости ее подружка лошадка («Лошадка») и они вместе отправилась в лес за грибами («Грибочек»). Насобирали много грибочков и вернулись домой.
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш и зажимает кулачки).
5. Анализ артикуляции
• Губы округлены и слегка вытянуты вперед
• Зубы сближены, но не соприкасаются
• Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
• Средняя часть языка прогибается книзу.
• Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы …, ду …, камы …, малы … .
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш
(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)
8. Физминутка «Вышли мышки как-то раз»
(А сейчас наша мышка и мы вместе с ней немного разомнемся и поиграем)
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
9. Автоматизация в словах.
1) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок
дорожку.
2) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Мышка сделала покупки (Проводится игра «Чего не стало?»)
Ну вот теперь пора мышке и домой.
Дыхательная гимнастимка «Помоги мышке залезть в норку» (развитие плавного целенаправленного выдоха) Для проведения гимнастики используется макет домика и фигурка бумажной мышки.
3) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
10. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии? МОЛОДЕЦ!