Лариса Мурашова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука Ш в словах и предложениях
Образовательная область: речевое развитие
Культурная практика: познавательная деятельность
Культурно – смысловой контекст: научиться правильно произносить слова и предложения со звуком Ш
Цель: отработка навыка правильного произношения слов и предложений со звуком Ш через выполнение артикуляционных упражнений и речевых заданий в познавательной деятельности.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепление понятия о механизме образования звука Ш и его акустических особенностях; Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; автоматизация правильного произношения звука Ш; улучшение мелкой моторики; Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, вата, игрушка змеи, игры: «Засели жителей в домик Шуши»; «Определи место звука в слове»; «Саша вешает на сушилку».
1. Орг. момент (введение в ситуацию)
-Отгадай, кто пришёл к нам в гости сегодня?
Поясок – живучий,
Голосок – шипучий.
По траве кривляется,
Кем же он является? (Змея)
(демонстрация игрушки Змеи).
-Змея Шуша сегодня приготовила много заданий для тебя и хочет послушать, как ты научился шипеть, ты готов их выполнить?
2. Основной этап. (применение знаний и умений в условиях выполнения игр и заданий)
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастики. -
- Что нам помогает говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)
-Змея Шуша приготовила картинки с упражнениями, называй упражнение и выполняй его.
«Улыбка»
«Заборчик»
«Трубочка»
«Улыбка» - «Заборчик»
«Улыбка» - «Трубочка»
«Лопаточка»
«Чистим верхние зубки»
«Маляр»
«Чашечка»
«Качели»
-Чтобы правильно шипеть, нам важно ещё уметь выдыхать сильную воздушную струю.
Упражнение на дыхание «Фокус»:
Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.
2. Анализ артикуляции звука
-Покажи змейке Шуше, как ты научился шипеть.
Расскажи, как мы произносим звук Ш:
•Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;
•Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;
•Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
•Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).
3. Характеристика звука [ш]:
Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом.
4. Физминутка (Пальчиковая гимнастика):
- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:
Я ползу, ползу, ползу (соединить ладони, изображать движения змеи)
А потом шипеть начну (произносим Ш-Ш-Ш)
Наблюдаю, вдаль смотрю (делаем козырёк, приставляя руку ко лбу)
И опять ползу, ползу
Вдруг почуяла добычу (кистями рук изображаем змею)
Притаилась, тихо жду.
Делаю прыжок («прыгаем» кистями рук)
Отлично! Я присела, тихо жду.
5. Развитие фонематического восприятия, автоматизация звука в словах:
Игровое упражнение «Засели жителей в домик змее Шуше"
- В доме Змейки Шуши живут только слова со звуком Ш. Давай заселим её дом жильцами. Тебе нужно назвать картинки и выбрать только те, в которых есть звук Ш.
Игровое упражнение «Определи место звука в слове»
- Правильно назвать картинки, определить место звука в лове (начало, середина, конец, подобрать правильную схему с обозначением места звука в слове к картинке.
6. Автоматизация звука в предложениях.
Игровое упражнение: «Саша вешает на сушилку….»
- Взять штаны или рубашку, правильно назвать, что на них нарисовано и повешать на сушилку.
Например: Саша вешает на сушилку рубашку с вишней.
Игровое упражнение «Исправь ошибки»
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашел Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
7. Развитие навыков звукового анализа
-Составить схему слова ШУМ
3. Заключительный этап (осмысление)
- Кто к нам приходил на занятие?
- Какое задание от Шуши больше всего запомнилось?
- Что для тебя показалось трудным?
-Змейка убедилась, что ты хорошо научился петь её песенку и замечательно шипишь и дарит тебе картинку с ее изображением, дома повторяй ее песенку.