Елена Соколовская
Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звуков [Ш], [Ж] во фразах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального коррекционного занятия
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: совместная деятельность воспитанника и педагога
Цель: закрепить произношение звуков Ш и Ж в словах и фразах.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи :
1) Подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звука [ч].
Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия „Автоматизация звуков [Ш], [Ж] во фразах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
2) Закреплять понятие артикуляционный уклад звуков [ш], [ж].
3) Закреплять умение определять наличие звуков [ш], [ж] во фразах.
4) Учить произносить звук [ж] во фразах, [ш] в тексте.
5) Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
6) Учить пересказывать текст с опорой на картинку.
Коррекционно-развивающие задачи :
-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
-обогащение и расширение словарного запаса;
-развитие общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи :
-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для шипящих звуков; автоматизация изолированного произношения, в слогах и словах звуков Ш,Ж.
Материалы и оборудование: картотека «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», дидактические игрушки Нюша и Ежик, снежинки, мяч, картинный материал к рассказу А. Курляндского «Кеша».
Планируемые результаты: воспитанник закрепит умение определять наличие звуков [ш], [ж] в словах и фразах, научится произносить звук [ж] во фразах, [ш] в тексте
Структура занятия :
I Вводная часть 1 мин
Мотивационно-целевой этап 1 мин
II Основная часть 17 мин
1 Артикуляционно-пальчиковый игротренинг 3 мин
2 Развитие дыхания 2 мин
3 Развитие фонематического слуха 3 мин
4 Коррекция слоговой структуры 1 мин
5 Автоматизация звука Ж во фразах 3 мин
6 Пальчиковая гимнастика 2 мин
7 Автоматизация звука Ш в тексте 3 мин
III Заключительная часть 2 мин
Длительность: 20 минут
Ход занятия
Вводная часть
1. Мотивационно-целевой этап
- Давай вспомним правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И никогда мы не спешим!
-Сегодня мя с тобой продолжаем учиться произносить звуки Ш и Ж.
Основная часть
2. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг
-Что бы наши руки и ноги были сильными, мы каждый день делаем зарядку, а что нужно делать, чтобы язычок смог произносить сложные звуки? (Делать зарядку для язычка)
-Сегодня зарядку для язычка будут помогать нам делать наши ручки и Нюша и Ежик:
1. Щеки «Толстячки» (ладони рук раскрыты, пальцы широко расставлены) – «Худышки» (ладони сжимаются в кулаки)
2. Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
3. Рупор
4. Раз, два — потянем вниз,
В блинчик превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем.
5. Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
6. А теперь подуем на чашечку теплым ветерком, какой звук мы услышим? (Ш-ш-ш-ш-ш)
-Правильно, а теперь давай расскажем, как мы произносим звук Ш? (Губы округлены и слегка вытянуты вперед, зубы сближены, язык вверху «чашечкой», воздух теплый, горлышко не работает.)
- Что измениться, если мы произнесем звук Ж? (Заработает горлышко)
- Для чего мы выполняли зарядку для язычка? (Чтобы язычок стал сильным и послушным)
3. Развитие дыхания
- Нюша и Ежик пришли к нам в гости не с пустыми руками, посмотри, что это? (Снежинки)
- В какое время года бывают снежинки? (Зимой)
- Давай представим, что мы оказались в зимнем лесу. Дует прохладный зимний ветерок «У-у-у-у-у». (Тихо) снежинки (пальчики) медленно падают. Подул сильный ветер «У-у-у-у-у!» (Громко) Заблудились мы в лесу. Закричали мы «Ау!». (Сначала громко, потом тихо) снежинки на веточках деревьев висят, снежинки с нами говорят «А-о-у-и!» (на одном выдохе).-Для того чтобы звуки получались четко, необходима направленная и сильная воздушная струя, именно этому мы с тобой и учились.
4. Развитие фонематического слуха:
- А теперь мы поиграем,
Звуки в ладошки поймаем!
- «Поймай звук в ловушку», когда услышит звук Ш : а, и, ш, к, ш, с, р, ш, ш; мэ, шу, ол, шо, эш, ас, ха, ши, фа, аш; сапоги, мышка, ловушка, качели, молоко, сад, камыши, шапка; Маша носит шапку, Лена покупает вафли, малыш идет под душ, Сева пьет сок.
- «Поймай звук в ловушку», когда услышит звук Ж : э, ж. к, л, ж, ф, ж. ж; жи, фу. ры, ам, жэ, аж; жираф, флажок, малина, крыжовник, кактус;Жанна покажет жука, мила купила сапоги, Жора лежит на лужайке, мама пьет воду.
- Что мы сейчас делали? (Учились слышать звуки Ш,Ж)
5. Коррекция слоговой структуры
- Покажи правой рукой левое ухо, правой рукой правую коленку, левой рукой правый глаз, левой рукой нос, правой рукой правую пятку.
- Молодец, у тебя хорошо получилось!
6. Автоматизация звука Ж во фразах
-Измени предложение и верни мне мяч:
-Я покажу желудь.
-Ты… (Ты покажешь желудь)
-Она (Она покажет жабу)
-Они (Они покажут жабу)
-Какой звук мы сейчас отрабатывали? (Ж)
7. Пальчиковая гимнастика
Снежок
Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий, Чертим руками круг
Очень гладкий, Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком
-Молодец! У тебя хорошо получается!
8. Автоматизация звука Ш в тексте
- Отгадай загадку: Что за птица – в клетке сидит, по-человечьи говорит? (Попугай)
- Сейчас я прочту рассказ про попугая Кешу, а ты внимательно слушай и запоминай.
У Паши был попугай Кеша. Кеша сидел на жердочке в клетке и шептал: «Кеша-малыш, Кеша - хороший». Однажды Паша вошел в комнату и обнаружил, что бабушкина кошка Агашка покушается на Кешу. «Пошла вон, Агашка!»- зашумел Паша. «Кыш! Кыш, Агашка!» - зашумел Кеша.
- Если ты внимательно слушал рассказ, то легко ответишь на вопросы:
- Кто был у Паши? (У Паши был попугай Кеша)
- Где он сидел? (Попугай Кеша сидел в клетке)
- Что шептал Кеша? ( Кеша шептал: «Кеша-малыш, Кеша-хороший!»)
- Что увидел однажды Паша? (Однажды Паша увидел, что бабушкина кошка покушается на Кешу.)
- Как звали бабушкину кошку? (бабушкину кошку звали Агашка)
- Что она хотела сделать? (Кошка Агашка хотела съесть попугая Кешу)
-Как Паша прогнал кошку? («Пошла вон, Агашка!»- зашумел Паша.)
-Прослушай рассказ еще раз и перескажи его. (Повторное чтение рассказа логопедом, затем самостоятельный пересказ ребенка с опорой на картинку)
Заключительная часть
-Какой звук мы сейчас старались произносить правильно? (Звук Ш)
-Какой еще звук мы сегодня учились произносить? (звук Ж)
-Что нужно, для того, чтобы эти звуки произнести правильно? (Нужно принять правильное положение губ, языка, зубов, воздушная струя должна быть сильной, направленной)
-А как нам может помочь слух? (Нужно слышать, какой звук мы произносим, и если говорим неправильно, то исправлять его)
-Молодец, ты сегодня хорошо постарался(-ась).