Инна Копаницкая
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с методическим обоснованием).
Выходные данные при проектировании содержания конспекта индивидуального коррекционно-развивающего занятия.
Категория ребенка : Ребенок дошкольного возраста, имеющий ОВЗ
Возраст ребенка : 5 лет 7 месяцев
Публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Форма организованности, год обучения: Дошкольная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Год обучения - 2-й.
Психолого-педагогическое заключение ПМПК: Смешанная парциальная недостаточность высших психических функций, нарушение аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер. Рекомендовано воспитание и обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе (АООП) дошкольного образования для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с РАС.
Специальные образовательные условия: Воспитание и обучение по адаптированной основной образовательной программе (АООП) дошкольного образования для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с РАС. Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой с опорой на овладение практическими навыками. Индивидуальные занятия с психологом по развитию ВПФ, формированию произвольной регуляции, формированию игровой деятельности и игровых интересов; групповые занятия по социальной и бытовой ориентировке. Использование методов поведенческой терапии. Занятия с дефектологом по формированию навыков продуктивного взаимодействия, навыков самообслуживания, формированию сенсорных интеграций, развитию предметно-практической, конструктивной деятельности. Занятия с логопедом по развитию и коррекции всех компонентов речи.
Содержание конспекта индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком дошкольного возраста, имеющего ограниченные возможности здоровья по теме: «Дикие животные зимой»
Предварительная работа: Знакомство с признаками зимы, с дикими животными, их строением, повадками, образом жизни. Рассматривание картин, слайдовых презентаций. Использование нестандартных материалов -изготовление снежков из фольги, создание сугробов из цветных помпонов, синтепона. разучивание пальчиковых игр; дидактические игры и упражнения : «сложи из фигур по схеме», «цветная дорожка», игры с крупами, с мозаикой. Подбор практического материала (предметов-заместителей, игрушек, пальчиковых и лого-ритмических упражнений).
Материальное обеспечение занятия : Нестандартное оборудование - сенсорная коробка «Зимний лес» (наполнитель – белый рис, цветной рис). Нестандартные материалы - фольга, цветные помпоны, коктейльная трубочка, лед, еловая веточка. Проигрыватель-бумбокс. Предметные картинки, разрезные картинки. Фишки 4 основных цветов. Схемы цветных дорожек, схема из геометрических фигур. Куклы би-ба-бо. Контейнер с ленточками разной длины. Совочки для сыпучих материалов, ведерки.
Используемые методы: Игровой: сюжетная игра, дидактические игры, пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания, воображаемые ситуации.
Словесный: проговаривание стихотворной формы при выполнении движений. Пояснение, похвала, напоминание.
Наглядный: слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) -музыка, песня, которая вызывает эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Выполнение упражнений ребенком по подражанию педагогу. Разрезные картинки, схемы.
Практический: совместные действия педагога и ребенка, конструирование по схеме под руководством учителя-дефектолога, выкладывание цветных дорожек, составление разрезных картинок, «скатывание» снежков из фольги, наполнение емкостей крупой.
Здоровьесберегающие: смена динамических поз, упражнения на развитие мелкой моторики, лого ритмические упражнения, психогимнастика.
Приемы: Установление с ребенком эмоционального контакта. Мотивационный приемы (сюрпризный момент, использование четкой поэтапной речевой инструкции с описанием способа выполнения задания. Совместное рассматривание предмета, картинок, схем. Обследование предмета. Многократное повторение практических и умственных действий. Педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата. Приемы рефлексивной деятельности, похвала, поощрение ребенка.
Средства: Сенсорная коробка «Зимний лес» (наполнитель – белый рис, цветной рис). Фольга, цветные помпоны,коктейльная трубочка, лед, еловая веточка. Проигрыватель. Предметные картинки, разрезные картинки. Фишки 4 основных цветов. Схемы цветных дорожек, схема из геометрических фигур. Куклы би-ба-бо Контейнер с ленточками разной длины. Совочки для сыпучих материалов, ведерки. Кабинет дефектолога, стол для занятий, стулья.
Цель. Создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка, посредством использования сюжетной игры., на основе лексического материала «дикие животные, зима»
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
Продолжать знакомить ребенка с образом жизни в зимний период диких животных (еж, волк, заяц, медведь).
Уточнить знания о зиме, ее признаках.
Продолжать закреплять понятия: большой – маленький, много-мало, длинный – короткий.
Продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при сравнении однородных предметов.
Закреплять количественные представления понятий «много – мало» в работе с непрерывными множествами, на основе образца речевого высказывания.
Продолжать закреплять названия цветов, умение чередовать четыре основных цвета-красный, зеленый, желтый, синий.
Уточнять и расширять активный словарный запас ребенка с последующим включением его в простую фразу.
Стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе сюжетной игры.
Коррекционно-развивающие.
Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления (сенсомоторная интеграция).
Развивать понимания обращенной речи.
Продолжать развивать умение анализировать схемы и воспроизводить их на основе проведённого анализа.
Продолжать развивать мелкую моторику через практические действия с непрерывными множествами (крупа).
Развивать тактильные, термические ощущения ребенка.
Развивать слуховое внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление ( мыслительные операции: анализ, сравнение).
Продолжать формировать умение двигаться в соответствии со словами текста и музыки.
Уточнять произношений звуков У, Х, Ф.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры лица.
Развитие речевого дыхания.
Развитие межполушарного взаимодействия (одновременные движения пальцев обеих рук).
Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.
Коррекционно-воспитательные.
Формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка со взрослыми в процессе игровой деятельности.
Формирование положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям.
Ход индивидуального коррекционно-развивающего занятия.
Мотивационный этап.
Вступительная часть (ритуал приветствия).
Игра-приветствие «Доброе утро». Ребенок и педагог встают друг напротив друга.
Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «Доброе утро!».
Исполнительский этап.
Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий).
Игровая ситуация (постановка проблемы).
Учитель – дефектолог (уч-деф) : надевает куклу БИ-БА-БО зайца на руку, голосом имитируя плач зайца.
-Кто это плачет? (Заяц). Уч-деф, обращаясь к зайцу: -Почему ты дрожишь, Зайка? Заяц (уч-деф) : - Мне холодно, я очень замерз. Уч-деф, обращаясь к ребенку : - Как холодно Зайке?
Учитель-дефектолог, используя прием термомассажа, проводит кусочком льда по надбровным дугам, щекам, по кончику носа, носогубным складкам, губам, подбородку и по кистям рук.
Уч-деф: - Зайке холодно зимой? (Холодно).
Пальчиковая гимнастика: «Зайке холодно зимой».
Уч - деф: - Зайке холодно зимой. Мерзнут лапки ой, ой, ой! Нужно лапки нам погреть, посильнее растереть. (Ребенок совместно со взрослым выполняет движения, уточняется произношение звука «Х»).
Уч-деф: - Почему ты опять плачешь, Зайка? Заяц (уч-деф) жалостно отвечает: -Меня выгнал волк из дома. Помогите мне прогнать его. Уч- деф:-Зайка, а где твой дом? Заяц (уч-деф) :-Мой дом далеко в лесу, под сугробом. Уч. -деф, обращаясь к ребенку : - Будем Зайке помогать? Будем волка прогонять? (Да).
Зайка остается под елочкой. Ребенок и педагог отправляются в зимний лес:
-Мы с тобой пойдем, пойдем и сугроб найдем!
Игра в сенсорной коробке.
уч-деф подводит ребенка к сенсорной коробке. Обращается внимание ребенка на большое количество «снега», сугробы.
Уч-деф: -Посмотри, вот сугроб. Может здесь зайка живет? Проверим, кто же здесь.
Дыхательное упражнение.
уч-деф совместно с ребенком берет коктейльную трубочку и начинают дуть на сугроб. Находят ежа.
Уч-деф: -Кто это? (ежик).
Игра по подражанию.
Уч-деф: произносит звук Ф-Ф-Ф (имитирует фырканье ежа). -Слышишь, как ежик недовольно фырчит? Зимой он спит. Вместе с ребенком произносят звук Ф-Ф-Ф. Затем уч - деф проводит еловой веточкой по лицу, по кистям рук ребенка, уточняя ощущения (колючие иголки у ежа). Уч-деф:-Спрячем ежа обратно, укроем его снегом. (Ребенок собирает помпоны, делает сугроб, пряча ежа). «Идут» дальше.
Дидактическая игра «Где много, где мало?».
Уч-деф: - Как много «снега» намело! Вот еще сугроб. Какой он по величине (большой). Но до него не дойти. Попробуем расчистить дорожку. Предлагается сначала большое ведерко. Ребенок с помощью совочка насыпает в него «снег». Дорожка до конца не расчищена. Берется еще одно ведерко, меньшее по размеру. Уч-деф (показывая на ведерки) : - Какой величины, это ведерко? Ведерко, какое (большое, маленькое). Ребенку дается образец речевого высказывания демонстрируемых предметов:
- В большом ведерке – много «снега». - В маленьком ведерке – мало «снега».- Покажи, в каком ведерке много «снега»? (В большом.)- Покажи, в каком ведерке мало «снега»? (В маленьком.)
Подвижная игра «Кто здесь топал?»
Под музыку ребенок совместно с уч-деф выполняют соответствующие движения.
Уч. -лог надевает на руку куклу би-ба-бо медведя. -Кто здесь топал? Кто здесь хлопал? -Нет, не я, нет не я! -Кто здесь топал? Кто здесь хлопал? Догоню сейчас тебя!
Дидактическое упражнение «Цветная дорожка».
Уч-деф: -Убежали от медведя! Вот что может случиться, если его разбудить зимой. Предлагаю сделать цветную дорожку около сугроба. Тогда звери будут обходить это место стороной.
Ребенок с опорой на образец выкладывает «сигнальную» цветную дорожку из 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Пальчиковая гимнастика «Пальчиковые шаги».
Уч-деф: - А вот еще сугроб. Доедем до него на лыжах? Ребенок ставит указательные пальцы в пробки от пластиковых бутылок и одновременно начинает двигать пальцами обеих рук по направлению вперед, проезжая по «снегу», проговаривая слова, повторяя их за уч-деф: Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим проказы зимней поры! Уч -деф: - После нас остались дорожки. Какие они по длине? - Длинные или короткие?
Дидактическое упражнение «Тяни ленточку».
Ребенку предлагается банка-контейнер с прорезями. В ней находятся ленты одного цвета, но разной длины. Уч-деф: - Тяни за ленточку. -Какая это лента? (длинная). -Тяни еще. А это какая лента? (короткая). Молодец! -Ребенок, сравнивая ленты по длине, убеждается, что дорожки к сугробу были длинные.
Психогимнастика «Сердитый волк».
Уч - деф: - Покажем злого волка. Ребенок и педагог изображают волка, расставляя широко пальцы рук у лица, и сердито произносят «Я злой и страшный серый волк…», и выполняют упражнение «Подуй сильно на губки». Уч-деф: - Вот мы и нашли дом Зайки. Будем волка прогонять? Скатаем снежки и прогоним его. Ребенок и педагог садятся на пол и скатывают из фольги снежки. Уч-деф: -Волк услышал, что мы пришли и спрятался за елку. А ну волк, уходи. Бросаем в него! (Одновременно бросают «снежки» и говорят «Уходи, волк!»). Прогнали волка!
Рефлексивный этап.
Заключительная часть (ритуал прощания). Уч-деф: -Тебе понравилось сегодня на занятии? Что понравилось?
-Ой, посмотри, а вот и Зайка!
Зайка (уч-деф) говорит: - Дима, мне с тобой очень понравилось заниматься, играть! Ты большой молодец! Спасибо, что прогнал волка. За это я дарю тебе цветные орешки цветные орешки. Уч-деф: - А я похвалю тебя сегодня вот так: «Класс!» (показывает большой палец).
Уч-деф: - Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Пора домой.
Заключительная часть (ритуал прощания).
Ребенок и уч-деф встают друг напротив друга. Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «До свидания!».
Перспективный этап. По теме занятия даются игровые задания в тетради для закрепления пройденного материала дома.
Методическое обоснование содержания конспекта индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ЗПР, имеющего нарушение аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер (РАС).
1. Обоснование выбранной темы занятия. Соответствующая постановка и формулировка цели, задач. Выбранная тема «Дикие животные зимой» соответствует календарно тематическому планированию и содержанию основной адаптированной образовательной программе (АООП) дошкольного образования для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с РАС, реализуемой в группе компенсирующей направленности «Особый ребенок». Содержание занятия разработано на основе парциальных программ: Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей 2002 / Н. Ю. Борякова. – М. : ГномПресс, 1999, «Маленькие ступеньки» под редакцией М. Питерси, Р. Трилор, С. Керне, Д. Ютер, Э. Бра; «Морозова И. А, Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011;Барбера М. Л. ; «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход». Пер. с англ. - Екатеринбург, 2014. Формулировка цели, постановка задач в полной мере отвечают типологическим особенностям и образовательным потребностям ребенка дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития (задержка формирования экспрессивной речи и когнитивных функций). Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие представлено комплексом коррекционно-развивающих игр и упражнений, отвечающих теме «Дикие животные зимой», поставленной коррекционной цели и задачам занятия АООП для детей с ЗПР. Занятие построено на основе парциальной программы Екжановой, Е. А. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2003. и соответствует шестому году обучения детей с ОВЗ (задержка психического развития) дошкольного возраста. Данное занятие моделирует ситуацию для закрепления имеющихся у ребенка знаний, осуществляет коррекционно-развивающую деятельность, обеспечивает позитивную социальную адаптацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. При организации и проведении индивидуального коррекционно-развивающего занятия были учтены : степень выраженности задержки психического развития, общие закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций.
2. Соответствие содержания, представленных в конспекте методов, форм и средств образовательной деятельности целям и задачам индивидуального занятия. Форма обучения: индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. В ходе индивидуального занятия были использованы следующие методы: игровой- сюжетная игра, дидактические игры, пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания, воображаемые ситуации; словесный- проговаривание стихотворной формы при выполнении движений. Пояснение, похвала, напоминание; наглядный- слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) -музыка. Выполнение упражнений ребенком по подражанию педагогу. Разрезные картинки, схемы; практический- совместные действия педагога и ребенка, конструирование по схеме под руководством учителя-дефектолога, выкладывание цветных дорожек, составление разрезных картинок, «скатывание» снежков из фольги, наполнение емкостей крупой; здоровьесберегающей - смена динамических поз, упражнения на развитие мелкой моторики, логоритмические упражнения, психогимнастика. Мотивационный приемы (сюрпризный момент, использование четкой поэтапной речевой инструкции с описанием способа выполнения задания. Совместное рассматривание предмета, сенсорной коробки «зимний лес», схем. Многократное повторение практических и умственных действий. Педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата; приемы рефлексивной деятельности, похвала, поощрение ребенка; установление с ребенком эмоционального контакта; Используемые методы, приемы, средства соответствуют типологическим особенностям ребенка дошкольного возраста с задержкой психической развития и его образовательным потребностям.
3. Учет типологических особенностей и индивидуальных особенностей обучающегося при отборе содержания, методов, средств обучения и воспитания
Выбор используемых методов, приемов, средств коррекционно-развивающего индивидуального занятия (описанных выше) обусловлен типологическими и индивидуальными особенностями ребенка с задержкой психического развития. Дима имеет не выразительную мимику и не ярко выражает потребность к взаимодействию с педагогом. Адекватно ситуации использует слова вежливости (здоровается, прощается), включается в предметно-игровые действия без особого желания. Стимулирующими факторами являются нестандартное оборудование для занятия, элементы знакомого ранее материала и игровая форма коррекционного обучения. В обучающей ситуации не может долго удерживать условия задания, часто проявляет торопливость, порывистость, отвлекаясь на посторонние предметы. При выполнении задания Дима ориентируется на оценку образец выполнения, предлагаемый взрослым, на оценку взрослым его деятельности, требуя подтверждения правильности выполняемого задания. Взаимодействие со взрослым носит угасающий характер по мере утомляемости. Ребенок владеет небольшим объемом слов и простых фраз, речь развита недостаточно, что осложняет собственные высказывания при ответах. Словарный запас в пассивной форме значительно превышает активный. Характерна ситуативное понимание значения слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия обращенной к ребенку речевой инструкции, поэтом требуется многократное повторение, разбивание инструкции на простые звенья. Активная речь бедна, понимание лексико-грамматических конструкций затруднено, отмечается стойкое нарушение звукопроизношения. Во взаимодействия использует короткие фразы, иногда дополняя их жестами. Познавательное развитие характеризуется охотным выполнением сенсорных задач, проявлением интереса к свойствам и отношениям между предметами. Ребенок способен делать выбор по образцу (по форме с опорой на образец, по цвету и величине самостоятельно). Особенности познавательной и речевой деятельности требуют использования в обучении специальных методик и приемов обучения, учета особых образовательных потребностей, таких как: коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоционально положительного взаимодействия; непрерывность, системность и поэтапность коррекционного обучения; реализация возрастных и индивидуальных потребностей данного ребенка на доступном уровне взаимодействия со взрослым; использование специальных методов и приемов обучения в ситуации взаимодействия со взрослыми; проведение систематических индивидуальных коррекционных занятий; создание ситуаций для формирования переноса накопленных знаний об окружающем в новые для ребенка ситуации; активизация всех сторон психического развития с учетом доступных способов обучения; активизация и стимуляция познавательного интереса к новым знаниям об окружающем.
4. Организация образовательного процесса на основе принципов специальной педагогики, методик обучения, воспитания, коррекции и развития ребенка с ОВЗ.
Ход индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с задержкой психического развития проходил поэтапно и включал в себя: мотивационный (включить ребенка в деятельность, побудить интерес к занятию); исполнительский (основное содержание занятия, включающее комплекс упражнений, игр, рефлексивный (самонаблюдение ребенка, педагога совместно с ребенком, перспективный этап (по теме занятия «Дикие животные зимой» даются задания в тетради для закрепления пройденного материала дома). Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие строилось с учетом следующих принципов коррекционной педагогики : доступности, который предполагает учет возрастных, психофизиологических особенностей ребенка с задержкой психического развития; принципа наглядности, который предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов с участием различных органов чувств (игрушки, фишки, крупа, коктейльные трубочки, сенсорная коробка); принципа опоры на закономерности онтогенетического развития (учет закономерностей развития нормативно развивающегося ребенка); принципа реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании, предполагающего организацию обучения с опорой на ведущую деятельность ребенка (игровую деятельность).
5. Организационная культура содержания коррекционного занятия.
При проведении индивидуального коррекционно-развивающего занятия учитель дефектолог руководствуется и соблюдает ряд важных правил: доводить до ребенка только четкую словесную инструкцию, при необходимости сложную инструкцию разбивать на ряд простых фраз; обращать внимание на установление и поддержание зрительного контакта с ребенком, поддерживать положительный эмоциональный тон занятия; интонация спокойная, ровная, иногда эмоционально окрашенная, соответствующая игровой ситуации; обязательно похвала и педагогическая поддержка ребенка.
6. Методическое мастерство и творчество при проведении коррекционного занятия.
Проведенное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие четко структурировано и построено с учетом типологических и индивидуальных особенностей ребенка с задержкой психического развития. Используемые специальные методы, приемы, средства носят традиционный характер и не противоречат принципам коррекционной педагогики.
7. Проектирование рефлексивности и осуществление обратной связи на занятии. Получение обратной связи от ребенка с задержкой психического развития происходит за счет обращения педагога с вопросами: Тебе понравилось сегодня на занятии? Что понравилось? Указанные вопросы способствуют внутреннему обращению ребенка к самому себе, побуждение к размышлению, умению оценивать свою деятельность.
8. Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающегося.
В процессе данного индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителем дефектологом создаются специальные условия (развивающая среда, психологическая атмосфера, специальные средства обучения, нестандартные средства обучения- дидактические, технические, игровые, в которых ребенок может проявить самостоятельность, активность и творчество. Все задания, в рамках темы занятия, даются в игровой форме и способствует проявлению со стороны ребенка активного проявления имеющихся навыков. Это и подражание, и сравнение по длине, и развитие мелкой моторики, и обобщение знаний по изучаемой теме. А так же развитие кинеозиологических навыков, соотнесения музыкального ритма с ритмом движений.