Екатерина Хегай
Конспект инд. ОД с воспитанником старшей группы (5 лет) с ЗПР с аутичными чертами (с использованием жетонной системы)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной образовательной деятельность с воспитанником старшей группы (5 лет) с ЗПР с аутичными чертами
(с использованием жетонной системы)
«Лепим пиццу из пластилина»
Цель: создание условий для развития познавательных процессов ребёнка с ЗПР
Задачи:
1) Создать ситуацию успеха для ребёнка, подкрепить его желания к взаимодействию
2) Закрепить учебное поведение (заниматься за столом, выполнять задания до конца)
3) Способствовать развитию познавательных процессов и мелкой моторики
Публикация «Конспект инд, ОД с воспитанником старшей группы (5 лет) с ЗПР с аутичными чертами (с использованием жетонной системы)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Индейцы. Все на тему индейцев для детей
- Индейцы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
4) Развивать межполушарное взаимодействие
Оборудование: жетоны 4 шт (картонка, на которую лепятся пуговицы на липучках, пластилин, шнуровка, детали двух цветов для логического ряда, два одинаковых комплекта кубиков, карточки с изображением животных и их корма. Доска – тренажёр для развития межполушарного взаимодействия.
Ход ОД:
Вводная часть: Приходим в кабинет психолога, осматриваемся, на дополнительном столе лежат заранее приготовленные материалы для занятия.
В открытой красивой коробке лежит пластилин Play Doh в цветных баночках.
Педагог: Ты хочешь слепить пиццу? (Можно всё что угодно, но в данном случае ребёнок любит лепить именно пиццу)
Ребё нок: Да!
Педагог: Садись, тебе нужно собрать все жетоны, тогда ты получишь пластилин!
(Первые 2-3 жетона отдаются быстро, за простые задания, чтобы создать ситуацию успеха для ребёнка, подкрепить его желание к взаимодействию)
Задание на имитацию «Сделай так»
- руки вверх
- руки в замок
- артикуляционная гимнастика «часики»
Педагог : Здорово! У тебя так хорошо получается! Получай жетон! (очень эмоционально)
Следующее задание «Весёлая шнуровка» - не более пяти деталей нужно надеть на шнурок
Педагог : Здорово! Ты молодец! Получай жетон! (очень эмоционально)
Логический ряд – продолжи последовательность кружков – красный – синий… (не более восьми деталей)
Если ребёнок путается - используем физическую подсказку, выбираем его рукой нужную деталь и кладём на нужное место, далее постепенно сокращаем и убираем подсказки.
Педагог : Здорово! Ты молодец! Получай жетон! (очень эмоционально)
Педагог: Ты так хорошо справляешься, скоро будешь лепить!
«Построй как я» и получи жетон. Четыре кубика у тебя и у меня.
Поставь синий. Поставь красный вот так. Поставь жёлтый сюда. Зелёный сюда.
Молодец! Получай жетон! Ты собрал все жетоны! Меняемся – ты мне жетоны – я тебе пластилин. (Обусловленность)
Лепит.
Педагог: Лепить осталось совсем чуть – чуть. Лепить осталось 3-2-1 – моя очередь лепить!
Хочешь ещё лепить?
Тогда собери жетоны!
Назови животных на карточках и покажи пальчиком:
Собака. Кошка. Корова.
Правильно! Вот тебе жетон!
Дай собаку. Дай корову. Дай кошку.
Здорово! Ты молодец! Получай жетон! (очень эмоционально)
Что ест собачка?
Что ест кошка?
Что ест корова?
(Непарные картинки – логические пары)
Здорово! Ты молодец! Получай жетон! (очень эмоционально)
Ты так хорошо поработал – осталось одно задание!
Лабиринт для тренировки межполушарного взаимодействия – одновременно нужно вращать рычажок двумя руками по запутанному пути.
Используем физическую подсказку на начальных этапах.
Педагог: Всё! Ты собрал все жетоны – меняемся – получай пластилин.
Играет, затем пластилин отдаёт.
Педагог: Пора идти в группу! Когда дойдём спокойно до группы, за руку со мной – получишь эту наклейку. (Чтобы не убегал и не вырывался)
Описание педагогической практики.
1) Педагогические задачи взаимодействия педагога с обучающимися с ментальными нарушениями.
- Диагностировать способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
- Разработать стратегии развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в реабилитации детей с ментальными нарушениями.
- Создать индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, которые являются в итоге основной линией работы с ним.
- Формировать учебного поведения и желания сотрудничать со взрослым
2) Определение и обоснование формы взаимодействия педагога и обучающимися с ментальными нарушениями (деятельностный формат, почему выбрана эта форма.
Образовательная деятельность проводится в игровой форме, с использованием жетонной системы. Так как у детей с РАС и ЗПР зачастую абсолютно отсутствует мотивация к сотрудничеству и новым знаниям – мы мотивируем их с помощью поощрений. Жетон – маленькое поощрение на пути к долгожданному увлекательному занятию. В такой ситуации ребёнок развивается, выполняя задания педагога, а также чувствует себя успешным, получает положительный опыт взаимодействия. Положительное поведение, нужное нам, закрепляется.
3) Основные содержательные компоненты взаимодействия педагога с обучающимися с ментальными нарушениями;
- Формирование социально – приемлемого поведения
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие психических процессов
4) Эффективные технологии реализации поведенческих подходов в организации обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями.
- Технология использования поощрений – подходит для всех деток, начиная с младшего дошкольного возраста. Выяснив предпочтения ребёнка, мы получаем ключик к решению большинства задач. Например, ставим указательный жест – покажи – и т. д. Важно: отрабатывать в бытовых ситуациях, а не только в процессе ОД. Далее, используем систему поощрений для развития речи. Например, мама никуда не сдвинется пока ребёнок не скажет «Пойдём»
5) Анализ практики педагогической деятельности (достоинства и ограничения к использованию).
Достоинства: высокая мотивация к сотрудничеству у детей
Ограничения: сначала нужно сформировать обусловленность, чтобы ребёнок начал понимать, как работает система жетонов.
Важно:
- все дидактические материалы должны быть заготовлены заранее
- задания меняются быстро
- инструкция произносится чётким голосом, коротко и конкретно «Делай так». «Посмотри на меня» «Покажи машину»