Анна Даримова
Конспект игры-занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие в страну «А»
▼ Скачать +Заказ
Выполнила
Пимашина Тамара Ильинична,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 403,
г. о. Самара.
Цель: формирование фонематического слуха, фонематического анализа.
Задачи:
1. Формировать умение выделять на слух гласный звук «А» в звуковом составе слова, определять место данного звука в слове.
2. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
3. Обогащать активный и пассивный словарь детей.
Публикация «Конспект игры-занятия по речевому развитию в средней группе „Путешествие в страну „А“» размещена в разделах
4. Развивать мелкую моторику, умение располагать различный материал по всей плоскости песочницы.
5. Развивать воображение, творческую активность, познавательную деятельность детей.
6. Продолжать формировать навыки общения, приучать детей слушать друг друга, не перебивая. Закреплять знания о правилах проведения при игре в песочнице.
Материалы и оборудование: мольберт, карточки с правилами поведения в песочнице, изображение буквы «А», игрушки (животные, млекопитающие, камушки, ракушки, деревья, овощи и фрукты, игрушки из киндер-сюрприза (содержащие звук «А» в начале, в середине и в конце слов, песочница с песком, планшет с песком.
Речевой материал : картинки, где звук «А» в начале слова, в конце слова, в середине слова. Игрушки из киндер-сюрприза, на которых наклеена буква «А». Картинка с изображением археолога.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Ожидаемые результаты
Вводная часть
(организационный момент) ОД проводится с детьми в группе. Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в круг поздороваться.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся! Дети вместе с воспитателем встают в круг и проговаривают слова. Дети положительно эмоционально настроены.
Вводная часть
(мотивационный момент) Появляется фигурка Песчаной Совы.
Песочная Сова приглашает детей пройти к песочнице и занять свои места. Здравствуйте, друзья. Вы узнали меня? Я - Песчаная Сова. Я хочу вас пригласить к себе домой, а дом мой – это песочница. Только, чтобы там играть, правила вам нужно знать.
Много правил есть на свете,
не забудьте и мои:
Здесь нельзя кусаться, драться,
И песком нельзя кидаться,
Можно строить и творить.
Никого не обижать,
Ничего здесь ломать.
Это мирная страна.
Помним мы об этом, да! Дети приветствуют хозяйку песочницы.
Дети проходят и занимают свои места.
Внимательно слушают правила поведения в доме Песчаной Совы. Знают основную форму приветствия.
Дети знают правила поведения при игре в песочнице.
Вводная часть
(проблемная ситуация) Воспитатель снимает ткань с песочницы, дети рассаживаются вокруг на стульчики.
Воспитатель начинает рассказ от имени Песчаной Совы. Ребята, посмотрите перед нами пустыня, кругом один песок, а ведь совсем недавно здесь была прекрасная страна.
В этой стране жила принцесса «А» (ставит в песок куклу)
В речке плескались А-кулы, А-ист жил в садах, А-пельсины цвели и А-рбузы росли.
Но прилетел злой дракон и разрушил эту прекрасную страну, и все засыпалось песком.
Вопросы к детям:
- Ребята, вы можете помочь принцессе «А» найти эту страну?
- Что для этого можно сделать?
- Кем мы можем стать, чтобы отыскать город под песком?
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя.
Дети отвечают на вопросы, делают свои предположения. Дети соглашаются помочь.
Дети умеют внимательно слушать рассказ.
Дети умеют выражать свои мысли.
Проявляют инициативу.
Основная часть
(пальчиковая гимнастика в песочнице) Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику.
Ритуал входа в песочницу. Прежде чем нам археологами стать, нужно руки и пальчики размять:
Песочек в руки набираем
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался
Чтоб в руках у нас остался
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
Стряхнули с рук песок
И за работу! Ох! Дети включаются в работу с песком. Опускают руки в песок. Выполняют движения с песком по тексту. Снятие психофизического напряжения.
Основная часть
(археологические раскопки) Воспитатель предлагает начать раскопки и напоминает, что нужно работать аккуратно. Вопросы к детям:
- Что вы нашли?
- Где находится звук?
Выдели, пожалуйста, звук голосом. Дети приступают к раскопкам, находят фигурки с приклеенными буквами, проговаривают названия игрушек, делая акцент на звуке «А». Дети называют правильно предметы, умеют голосом выделять звук «А».
Основная часть
(восстановление города) Воспитатель предлагает рассмотреть на соседнем столике декорации и игрушки, которые можно использовать при восстановлении страны. Ребята, выберете себе игрушки или декорации, для того чтобы восстановить нашу страну. Рассматривают с интересом декорации и игрушки, выбирают себе то, что им нравится.
Дети моделируют на песке. Строят дома, создают ландшафт, сад. Сформирована мотивация на освоение новых видов деятельности, желание создать страну.
Сформировано умение ориентироваться на плоскости песочницы. Дети строят страну, проговаривая свои действия. Развито воображение.
Основная часть
(назови слова со звуком «А») Воспитатель предлагает немного поиграть в слова со звуком «А». Если дети затрудняются или сомневаются в своем ответе, педагог показывает карточку. Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать
Привести сюда друзей,
В чьих названьях – «А»
Смелей!
Вопросы детям:
- Кто может еще жить в этой стране?
- Какие животные могут здесь жить?
- Какие птицы?
- А какие деревья растут в стране «А»?
- Какие овощи здесь растут?
- Какие фрукты?
- Как вы думаете, что любит кушать на завтрак, на обед и на ужин, наша принцесса «А»?
- У нашей принцессы «А» есть много друзей, но у них нет имен, давайте придумаем для них имена со звуком «А». Дети называют слова, где звук «А» есть в начале слова, в середине и в конце.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Развитие речевой активности детей.
Дети умеют выражать свои мысли.
Дети правильно называют слова, где есть звук «А».
Основная часть
(повторение стихотворения) Воспитатель хвалит детей. Предлагает им повторить стихотворение и пропеть звук «А».
Ребята, какие вы молодцы, как много слов со звуком «А» вы назвали.
Для пения гласные звуки нужны
Они напевны и очень нежны
Летят как птицы в небеса
А-у-а, А-у-а Дети внимательно слушают воспитателя и повторяют за ним. Дети умеют внимательно слушать.
Пропевают звук.
Основная часть
(отпечаток на песке) Принцесса благодарит детей, за то, что они помогли ей восстановить ее разрушенный город. Вот мы с вами и восстановили сказочную страну «А», а чтобы ее узнавали путники, сделаем отпечаток буквы «А» на песке.
А теперь попробуйте каждый написать букву рядом с отпечатком и сравните.
Два столбика наискосок,
А между ними поясок. (С. Маршак) Дети делают отпечаток буквы и рисуют ее. Дети аккуратно умеют делать отпечаток и писать буква «А».
Заключительная часть. Выход из ритуала. Рефлексия. Воспитатель подводит итог, дети стали для принцессы «А» настоящими друзьями и награждает их званием почетный гость страны «А» и вручает ключ,
чтобы они всегда могли приходить в гости.
Песочная Сова просит убрать игрушки, разравнять песок и попрощаться с ним.
Ритуал выхода из песочницы.
Воспитатель задает вопросы.
Ребята, вы стали для принцессы «А» настоящими друзьями и она награждает вас званием почетный гость страны «А» и вручает ключ.
Дорогие мои, ребята, пришла пора нам прощаться. Напоминаю вам, о том, что после игры нужно убрать игрушки, разравнять песок и прощаются с ним.
Ребята протяните руки над песочницей, сделайте плавные движения по поверхности песка и скажите «До свидания».
Теперь сделайте движение руками, как будто скатываете шар, и приложите его к сердцу и повторите: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились!»
Вопросы к детям:
- С кем познакомились?
- Что понравилось вам на занятии больше всего?
- В какую страну вы хотели бы отправиться в следующий раз?
Дети принимают подарки, благодарят принцессу «А».
Дети выполняют упражнение и прощаются
Дети отвечают на вопросы.
Развитие тактильных ощущений.
У детей развивается связная монологическая речь, активный словарь.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
Вывод: Игра-занятие на тему «Путешествие в страну «А»» с использованием технологии «Педагогическая песочница» рассчитано на детей 5-6 лет.
При разработке конспекта занятия, я учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей данного возраста (5-6 лет).
В это занятие я внесла моделирование игровой ситуации: путешествие в песочную страну.
Игровые занятия с песком позволяют создать положительный эмоциональный фон в процессе обучения, повышают речевую активность детей, что позволяет сохранить интерес на протяжении всей деятельности.
Проведение традиционных занятий в «педагогической песочнице» дает большой воспитательный и образовательный эффект.