МААМ-картинки

Сценарий игры-викторины по краеведению в подготовительной группе «Юные краеведы»

Томилова Ольга
Сценарий игры-викторины по краеведению в подготовительной группе «Юные краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине.

Задачи: Закреплять знания о достопримечательностях посёлка Колышлей, государственной символике родного края. Закреплять знания о природе родного края, правилах поведения в лесу и водоёмах.

Формировать бережное, заботливое отношение к природе, обращать внимание на современные проблемы по экологии.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю.

Предварительная работа: беседы о достопримечательностях родного края, памятных местах, экскурсия по центральной площади посёлка, наблюдения за природой, выставки рисунков и поделок на тему природы.

Материалы: 2 магнитных доски, магнитики, картинки с изображением гербов, флагов, фотографии с изображением достопримечательностей посёлка, карточки-цветы с ромашками и колокольчиками, картинки с изображением животных, рыб Приволжской лесостепи.

Ход викторины

Ведущая: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему родному краю. А вы любите путешествовать? Сегодня в путешествие отправляются команды наших юных краеведов- команда «Ромашки» и команда «Колокольчики». Давайте поприветствуем наши команды аплодисментами.

Ведущая: А сейчас разрешите мне представить жюри, которое будет оценивать участников викторины. За каждый правильный ответ вы будете получать по цветочку. В конце викторины мы подведём итоги - посчитаем все цветочки и узнаем, какая команда больше знает о нашем родном крае.

5

Ведущая: У каждого из нас есть своя малая Родина. Это место, где человек родился и вырос. А как называется наш посёлок, в котором мы с вами живём? (Посёлок Колышлей.)

Ветер с Хопровских долин

Колышит гроздья рябин,

Листва шумит, снега лежат

Часы истории спешат.

Бывает, встревожит судьба меня,

Но, живёт Россия, счастлив и я.

Счастлив, что есть у нас Колышлей,

Стоящий средь лугов и полей.

Всего лишь посёлок, а не столица,

Но всё ж России родная частица.

Он строил жизнь и воевал,

Победу нашу приближал.

Пройдёшь по улицам его,

И нет дороже ничего.

Как полисады зацвели,

Так в них запели соловьи.

Ах, Колышлей ты, Колышлей,

Ты в душах наших, и в заботах

Родины своей!

Ведущая: Как называется наша речка? (Река Колышлейка)

В нашей реке Колышлейке обитает много разных рыб. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте, кто живет в нашей реке. (После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображение рыбы (Приложение №1)

6

1. Большущая такая рыба

Лежит на дне, как будто глыба.

Лежит, усами шевелит,

Зевать рыбёшкам не велит.

В глубоком омуте есть дом,

Хозяин в доме этом (Сом)

2. Берегись, плотва, уклейка,-

В речке хитрая злодейка!

Эй, мальки, с дороги, ну-ка!

На охоту вышла (Щука).

3. Любит в тине он копаться

И личинками питаться,

Чмокать в ряске по ночам

И клевать по вечерам.

Нипочём рыбешке грязь,

А зовут его… (Карась)

4. Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трёх… (Окуней)

5. Он всеядный и большой,

Скрытый желтой чешуёй.

Ил его любимый скарб.

Как зовётся рыбка?. (Карп)

6. Она похожа на плотву,

В иле копается на дну.

Глаз кровавый, дальнозорка.

Как зовётся?. (Краснопёрка)

7. Золотая чешуя, красны плавники,

7

Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.

Разоделся словно князь,

Хороша ты, рыба. (Язь!

Ведущая: Молодцы, ребята! Скажите, а как нужно вести себя возле водоёма? Что нельзя делать? (Ответы детей) (Дети рассказывают стихи)

1. Не бросайте никогда

Корки, шкурки, палки-

Быстро наши города

Превратятся в свалки.

2. Если мусорить сейчас,

То довольно скоро

Могут вырасти у нас

Мусорные горы.

3. Но когда летать начнут

В садик на ракете-

Пострашней произойдут

Беды на планете…

4. Как пойдут швырять вверху

В космос из ракеты

Банк, склянки,

Шелуху, рваные пакеты…

5. Вот тогда не полетят

В Новый год снежинки,

А посыплются как град

Старые ботинки.

6. А когда пойдут дожди

Из пустых бутылок-

На прогулку не ходи:

8

Береги затылок!

7. Что же вырастет в лесу

Или в огороде,

Как пойдёт круговорот

Мусора в природе?

8. И хотя мы детский сад

Не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас

Отвыкайте, дети!

Ведущая: Каждый человек за год выбрасывает тонну мусора- полный кузов грузовика. Но чтобы мусора стало меньше, его перерабатывают. Мы с вами уже собирали макулатуру, батарейки. А возле мусорных баков ставятся ёмкости для пластмассовых ёмкостей, которые впоследствии перерабатываются.

Ведущая: Сейчас мы отправимся дальше по нашему посёлку и посмотрим, какая команда лучше знает наш родной посёлок. Слушайте загадки. Отвечать можно хором. Готовы?

1. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чём ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в. (музей)

2. Снаружи смотришь –

Дом, как дом,

9

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй угадай! (Библиотека)

3. Знаем мы чудесный дом,

А живут в нём:

Письма и газеты,

От друзей приветы.

Там посылки и журналы

И открытки всем на славу.

Что за чудо этот дом? (Почта)

4. жЧерез речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит- не дрожит,

Транспорт по нему бежит… (Мост)

5. Крытый классный водоем,

Круглый год резвимся в нем.

Есть и вышки, и дорожки,

Нужно практики немножко.

Каждый, кто в нем -супермен,

Ловко прыгает в. (Бассейн)

6. Что за добрый, светлый дом?

Много деток будет в нём.

10

В сентябре всех соберёт

И за знаньями -в поход (Школа)

7. Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Если кто- то заболел,

Все идут лечиться

В городскую, областную,

Детскую… (больницу)

8. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад,

Что же это. (детский сад)

Ведущая: Сейчас я буду показывать вам картинки с объектами, которые находятся на территории нашего посёлка, а вы должны назвать объект и рассказать, для чего он нужен. (Воспитатель показывает фотографии с изображением почты, железнодорожного вокзала, бассейна, краеведческого музея, ФОКа, библиотеки, районной администрации, моста, Хопровских зорей). (Приложение №2)

(Дети читают стихи)

1. Я посёлок свой люблю

Вам о нем я расскажу.

Вы тихонечко сидите

И внимательно смотрите.

2. Как зовут посёлок мой?

Он зовется -Колышлей.

По нему мы погуляем,

Много мы о нем узнаем.

11

3. Вот стоит красивый дом,

Самый главный в Колышлее.

Посмотрите, какая в нем грация.

А зовётся он - администрация.

4. Это детские сады -

Гордость местной детворы.

Дети здесь не унывают,

Целый день поют, играют,

Лепят, строят, матерят

И немножечко шалят.

6. Как ребята подрастут

Всех их в школу отведут.

Здесь научат вас писать, песни петь,

Читать, считать, много нового узнать.

7. А чтобы дети веселее жили

Для них школы творчества открыли.

В них растят музыкантов, художников,

Учат танцам, занимаются творчеством.

8. А кто хочет быть здоровым

И кто очень любит спорт,

Тому «Олимп» - спортивный комплекс

Свои двери распахнёт.

Здесь гимнастикой, футболом,

Баскетболом и борьбой

Смогут дети заниматься

И здоровья набираться.

9. Это - дом культуры,

В парке он вас ждёт.

Светится огнями

12

В гости всех зовёт.

В доме проходят концерты,

Представленья для мам и ребят.

10. Есть в посёлке такие дома

Магазинами их называют.

В них найдёте, ребята, всегда,

То, чего вам в быту не хватает.

11. Вот стоит, ребята, здание,

Обратите все внимание.

Районной больницей его называют.

В нем доктора больных ожидают.

12. Я люблю посёлок свой

Милый, тихий и родной.

И скажу, ребята, честно,

Что нет в мире лучше места.

Ведущая: Ну, а мы продолжаем дальше наше путешествие. Я буду задавать вопросы, а вы должны правильно ответить.

1. Как называется наша область? (Пензенская область)

2. Назовите главный город Пензенской области. (Город Пенза)

3. Как называется наш район? (Колышлейский район)

4. Как можно назвать жителей нашего посёлка? (Колышлейцы)

5. Как называется наш детский сад (Детский сад «Улыбка»)

6. Как называется улица, на которой находится наш детский сад (Улица Гагарина)

7. Назовите памятники героям ВОВ, которые находятся в нашем посёлке. (Памятник В,А. Глазунову, Аллея героев, Вечный огонь, Монумент воинской славы, Пушка, Самолёт)

13

8. Назовите названия улиц, которые названы в честь наших земляков- героев. (Улицы- Остапенко, Глазунова, Корзова, Кочерева, Терешкина, Суворова, Зиновьева)

Ведущая: А сейчас предлагаю каждому члену команды назвать свой адрес проживания. (Воспитатель бросает мяч, а дети называют улицу, номер дома и квартиры)

Ведущая: Молодцы, ребята. Предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

По посёлку мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивание головой вправо-влево)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ровно ноги поднимаем.

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (вправо-влево)

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

Посёлок наш такой большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнять себя)

Он сверкает и цветет, (руками фонарики)

Посёлок улыбается. (улыбаться другу)

Посмотрите все вокруг.

Он нам очень нравится. (класс показать)

Ведущая: У каждого города и посёлка есть свой герб и флаг. Сейчас каждой команде предлагаю определить, где герб и флаг посёлка Колышлей, а где герб и флаг города Пенза и расскажите, что на них изображено. (Приложение №3)

14

Ведущая: В нашей Пензенской области находится Пензенский государственный заповедник «Приволжская лесостепь». Вы уже много раз участвовали в конкурсах нашего заповедника. Ребята, а для чего нужны заповедники (Ответы детей) Как нужно вести себя в лесу, заповеднике? Давайте повторим эти правила.

1. Забирать животных из леса -опасно для их жизни.

2. Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся животные.

3. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево живое и может погибнуть.

4. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица может бросить гнездо.

5. Костёр в лесу может привести к лесному пожару.

6. Громкая музыка, шум и крик могут распугать птиц и зверей. Они бросят свои норы и гнёзда.

Ведущая: А какие животные и птицы живут в нашем заповеднике, отгадайте с помощью загадок. (Воспитатель после ответов детей показывает картинку- отгадку (Приложение №4)

1. По стволам как альпинист,

Мчится ловко вверх и вниз,

Тот зверёк, опасно-грозный,

Яйца ест по птичьим гнёздам! (Куница)

2. Он грызун. Живет семьей.

Дом свой строит под землей.

То в норе он, то - снаружи.

Крупный, толстый, неуклюжий.

Лапы коротки, сильны,

Когти крепкие длинны.

Он зимою голодает,

15

В спячку долгую впадает.

А проснувшись, копит жир -

Он не мот и не транжир. (Сурок)

3. Кто там спрятался за кустик

И как «столбик» замер вдруг?

Зорко смотрит он вокруг.

Это – умный. (Суслик)

4. У зверя на морде две тёмных полоски,

Живёт он в лесу, где дубы и берёзки,

А чтобы у зверя в норе было чище

Меняет он часто подстилку в жилище,

Не любит «чистюля» ни холод, ни зной,

Впадает намеренно в спячку зимой,

Но летом ему отдыхать недосуг,

Кто норы старательно роет (Барсук)

5. У него хороший слух,

Но когда токует, - глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками … (Глухаря)

6. Рыло длинное, нос - пятачок,

Два клыка, а силён, как бычок.

Желудями живот свой набьёт,

Воду пьёт и коренья жуёт. (Кабан)

7. Носишка длинный, тоненький с усами,

Носишка длинный, тоненький с усами,

Зверёк слепой охотится ночами

И с помощью своих усов и ушек

Находит насекомых и лягушек.

Охотится ночами. (Выхухоль)

16

8. Едва болотный сник туман,

Возник таежный великан:

Высок, тяжел, в груди широк,

Бредет, не ведая дорог.

Он горбоносый, с бородой,

Трясет короной костяной.

В минуту съел он деревцо

И залпом выпил озерцо. (Лось)

Ведущая: Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Слово предоставляется нашему жюри.

Жюри: Обе команды молодцы! Набрали огромные букеты цветов, а значит, победила - дружба.

Литература:

1.«Воспитатель ДОУ» №6 2009г.

2.«Ребёнок в детском саду» №3 2009г.

3. Интернет- ресурсы.

Публикации по теме:

Сценарий игры-викторины в подготовительной группе «Знатоки природы»Сценарий игры-викторины в подготовительной группе «Знатоки природы» Игра-викторина в подготовительной группе «Знатоки природы» Цель: Закрепить знания детей о животных дикой природы. Продолжать развивать интерес.

Конспект игры-викторины «ПДД нам выполнять нужно строго» в подготовительной группе Игра – викторина по ПДД Подготовительная группа Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках,.

Сценарий математической викторины в подготовительной группе Цель: Обобщить и закрепить полученные знания. Задачи: 1. Закрепить умения отгадывать математические загадки. 2. Закрепить умения решать примеры.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сценарий игры-викторины по краеведению в подготовительной группе «Юные краеведы»
Опубликовано: 11 января 2025 в 12:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий игры-викторины по краеведению в подготовительной группе «Юные краеведы»» (включая файлы) размещена пользователем Томилова Ольга (УИ 2102844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД