Киселёва Оксана Александровна
Конспект игры ТРИЗ «Системный лифт»
▼ Скачать + Заказать документы
«Системный лифт»
Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.
Оборудование: детские рисунки, «системный лифт» (наборное полотно, ручка, грибок, флажок.
1. Упражнение «Назови общее».
Перед началом занятия воспитатель вывешивает рисунки всех домиков.
Публикация «Конспект игры ТРИЗ „Системный лифт“» размещена в разделах
В. : Как много интересных домов, какие они все разные! А может быть, во всех рисунках есть что-нибудь общее, похожее, одинаковое?
Дети по цепочке начинают называть, перечисление заканчивает воспитатель словом «одноэтажные».
2. Анализ противоречий.
Примерные вопросы для обсуждения: Зачем нужны многоэтажные дома?
Почему раньше были только одноэтажные?
Что хорошо, что плохо в одноэтажном доме?
В многоэтажном доме?
В каком доме живут дети, а в каком хотели бы жить вы? Почему? Зачем в многоэтажном доме нужен лифт?
Что хорошего и что плохого в лифте?
Почему детям одним нельзя пользоваться лифтом?
Что делать, если нужно быстро подняться на верхний этаж, а самостоятельно заходить в лифт нельзя?
3. Игра «Лифтовой зверь».
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского про лифтового зверя и затем предлагает поиграть. На команду «Ночь!» дети должны показывать, как они «по этажам лазают, механизмы смазывают», на команду «День!» зверь сидит и твердит: «Детям без взрослых пользоваться лифтом запрещается!» : Уж как хочешь —
Верь не верь —
Но живет за лифтом зверь.
Любит он машинный запах,
У него отвертка в лапах.
Ночью чудищем лохматым Он съезжает по канатам,
По решеткам лазает,
Механизмы смазывает.
Провода, контакты, двери —
Все исправит, все проверит.
Он выходит только ночью,
Он людей пугать не хочет,
А под утро зверь-чудак Заползает на чердак,
В темноте весь день сидит И одно себе твердит:
«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!»
«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!»
Уж как хочешь —
Верь не верь —
Это очень мудрый зверь!
4. Введение понятия «системный лифт».
Воспитатель показывает рисунок домика
(схема на наборном полотне) и комментирует его.
В. : Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, и разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например, ручка.
На первом этаже живут, отдельные части этих предметов. На- ювите, из каких частей состоит ручка (соответственно показывает). А комнаты на третьем этаже -— это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?
Итак, три этажа: места — предметы — части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.
Воспитатель предлагает «покатать на лифте» грибок и флажок.
5. Подведение итогов.
Надсистемы и подсистемы объекта
Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.
Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек.
1. Проблемная ситуация.
Приходит Игрушка.
И. : Сегодня на занятии мы с вами будем кататься на лифте. Но вначале попробуйте ответить на вопрос: «У меня есть друг Слоненок. Он живет в многоэтажном доме с лифтом, но никогда им не пользовался, почему?»
В процессе обсуждения дети высказывают различные варианты («слишком тяжелый», «не помещается», «боится сломать» и др., контрольный ответ: «он живет на первом этаже».
2. Работа с «системным лифтом».
Воспитатель показывает схему дома (см. занятие 19) и комментирует ее.
В. : Нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем трем этажам. Вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы.
И. : На первом этаже — части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.
В. : Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка (помещает изображение па схему). Что будет находиться на первом этаже?
Д. : Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.
В. : А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?
Д. : Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу.
Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2-3 объекта, предложенные детьми.
3. Игра «Вперед — назад».
Дети становятся в одну линию и закрывают глаза. Воспитатель дает команды «Вперед!», «Назад!», указывая количество шагов.
По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, насколько согласованно они действовали (сохранилась ли линия).
4. Работа с «системным лифтом».
В. : Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.
Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место — предмет — часть (надсисте- ма, система, подсистема).
Примерные наборы карточек:
рукав, платье, манжеты;
клюв, птица, голова;
дерево, лист, ветка;
комната, дом, улица;
стена, комната, обои.
При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект («комната») может быть и системой и падсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.
5. Подведение итогов.
Обобщающее занятие по над- и подсистемам
Цели: закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».
Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.
1. Упражнение «Назови этаж».
Приходит Игрушка.
И. : Мне очень понравилось кататься на лифте, давайте сегодня снова будем ездить. Только вначале повторим, на каком этаже что живет.
После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру: называется объект, а дети (хором или «на пальцах») указывают номер этажа.
Примерные объекты для игры :
обивка, сиденье, стул;
начинка, коробка, конфета;
хвост, медведь, спина;
колесо, спица, велосипед;
буква, страница, книга.
2. Игра «Первый, второй, третий».
Воспитатель называет номер этажа, и дети должны соответственно реагировать: «третий» — «руки вверх», «второй» — «руки в стороны», «первый» — «руки вниз».
3. Работа в группах.
Каждая группа получает набор карточек. Их нужно разложить последовательно от надсистемы к подсистеме.
Для проверки дети выходят к наборному полотну, где объясняют свою точку зрения. Например: «Карточку с птицей ставим на второй этаж. Крыло — на первый этаж, потому что это часть птицы; а гнездо — на третий этаж, потому что это место, где находится птица».
Желательно, чтобы дети указывали дополнительные над- системы и подсистемы, которых нет на карточках. Например: «У птицы есть еще другие части: голова, туловище, хвост, лапки.» или «Птица еще может находиться в небе, в лесу на ветке, сидеть на крыше.».
4. Подведение итогов.