Ирина Коренская
Конспект игровой образовательной ситуации «Знакомство с картиной И. Репина «Стрекоза»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказ-беседа о портрете И. Е. Репина «Стрекоза»
Цели:
Образовательные :
Познакомить детей с новым понятием «портрет»;
познакомить с портретом работы И. Е. Репина «Стрекоза»;
формировать умение видеть средства выразительности в живописи.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать образную речь детей при описании друг друга, используя сравнения, эпитеты;
развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
Публикация «Конспект игровой образовательной ситуации „Знакомство с картиной И, Репина „Стрекоза“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Стрекоза, стрекозы
- Темочки
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Предварительная работа:
Беседы с детьми об изобразительном искусстве, знакомство с основными жанрами живописи, рассматривание пейзажей, натюрмортов, портретов работы русских художников.
Материал:
репродукции портретов, плакаты с холодными и теплыми тонами красок,
Образовательные области :
Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественно-эстетическое развитие.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В. - Дети, сегодня мы с вами посетим музей, где хранится много картин. Такой музей называется «музеем изобразительных искусств» или Картинной Галереей. Повторите, пожалуйста.
Д. Картинная Галерея - это музей, где много-много картин и люди ходят и их рассматривают.
В. - Совершенно верно. Какие картины мы видим с вами сейчас?
Д. – Пейзажи, натюрморты.
В. : А сегодня я познакомлю вас с новым видом изобразительного искусства. (Читается отрывок из стих. А. Кушнера «Что я узнал») :
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед.
Обязательно картина
Называется - «ПОРТРЕТ».
В. - Расскажите, кого художник может изобразить на портретах?
Д. - Это может быть один человек, несколько людей, дети или взрослые люди, бабушки и дедушки, животные.
В. – Что вы думаете, как художники работают над созданием портрета?
Что они делают, чтобы портрет получился похожим, как фотография?
Д. - Они долго наблюдают за человеком, рассматривают его лицо, глаза.
В. - Умеют ли художники в своей работе передавать характер человека, его внутренние переживания, настроение?
Д. - Да, они рисуют веселых и грустных людей, храбрых и несмелых, смешных, сказочных.
В. : А давайте поиграем с вами в художников.
(Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и словесно описать своего соседа. Это должен уметь каждый, а художник особенно. Можно предложить детям небольшой обруч в качестве рамки. Вызвать 1-2 пары детей)
В. - А что же еще помогает художнику изобразить портрет людей? Чем пользуются художники в своей работе? Конечно, красками, карандашами. Как же краски и их оттенки помогают художникам сделать свои картины более выразительными?
Дело в том, что все краски и их оттенки делятся на теплые и холодные. Посмотрите на эти цветные пятна и попробуйте определить, какие из этих тонов теплые, какие холодные? (воспитатель обращает внимание детей на 2 плаката: на одном пятна желтого, оранжевого, красного цвета; на другом — серые, черные, синие, фиолетовые). Дети определяют.
В. - Теперь вы знаете, что теплые тона усиливают светлое, хорошее настроение картины, а холодные — грустное.
В. :- Как вы считаете, художник пишет портрет по памяти или с конкретного человека.
Д. : - И по памяти и с конкретного человека.
В. – А художник обязательно должен хорошо знать человека, которого изображает?
Д. :- И да, и, наверно, нет.
В. –Художник старается познакомиться с незнакомым человеком, если ему необходимо нарисовать его.
В. : А может ли он изменить цвет волос, черты лица человека, которого изображает.
Д. :- Нет.
В. - Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с портретом И. Е. Репина, на котором изображена девочка Верочка — это дочка художника. Илья Ефимович изобразил свою дочку, сидящей на высокой перекладине забора. Мы с вами уже знаем, что прежде чем писать картину художники много наблюдают, присматриваются, вот и И. Е. Репин часто смотрел на то, как играет его дочка и однажды решил написать именно такой ее. Дети они ведь всегда озорные, и художник не раз замечал ее сидящей на перекладине, покачивая ножками, как стрекоза на стебле цветка и ему пришла хорошая мысль, передать это озорство на холсте. Как мы видим, девочка в шляпке непринужденно сидит на перекладине освещенная теплыми лучами солнца, которые добавляют сюжету на фоне неба слегка затянутого легкими облачками.
Чем же похожа девочка на стрекозу?
Д. - Она сидит высоко, она машет ногами, она веселая, она любит бегать и лазать.
В. - Да видно, что девочка непоседа, она очень подвижная, и стрекозы тоже не любят долго сидеть на одном месте, они постоянно перелетают с одного цветка на другой, с одной травинки на другую. Глядя на портрет, кажется, что Верочка вот-вот спрыгнет и окажется в нашей группе, будет вместе с вами играть и веселиться. А пока она сидит на перекладине забора, держится за нее двумя руками и весело смотрит на нас сверху. И. Е. Репин рисовал Веру снизу, на фоне голубого неба, поэтому нам и кажется, что девочка находится выше нас, она как будто парит в воздухе. Так кажется потому, что художник почти не стал изображать землю — мы видим только тоненькую полоску луга, а остальной фон на картине занимает небо. Фигура девочки занимает центральное место на картине. Ощущение легкости и воздушности ее фигуре придает удлиненное голубоватое платье из тонкой ткани, на голове у девочки шляпка, обута Верочка в темные туфли на шнурках. Немного сморщенные, приспущенные чулки, подсказывают нам, что эта девочка действительно задорная, озорная и непоседливая, ведь, когда много бегаешь, прыгаешь, некогда следить за чулками. Как мы можем определить настроение этой девочки?
Д. - Она веселая, потому что чуть-чуть улыбается. Она смотрит хитренько.
В. - Что еще усиливает веселое настроение этого портрета? Какой день на картине — пасмурный или солнечный?
Д. - День ясный, солнечный, небо голубое, девочка щурится от солнечных лучей.
В. - И. Е. Репин написал портрет в солнечный теплый день. Хотя само солнце не изображено на картине, но его блики мы видим на Верочкином платье, на солнце блестят травинки, поэтому от картины как будто исходит тепло и хорошее настроение. Глядя на картину, сразу хочется попасть на этот луг, подышать вкусным воздухом, погреться на солнышке и поиграть с Верочкой.
Затем воспитатель подводит итог:
- Сегодня мы с вами познакомились с новым видом изобразительного искусства «портретом» и с веселой девочкой Верой. Мы узнали ее благодаря тому, что много-много лет тому назад ее папа — художник Илья Ефимович Репин, написал ее портрет, который назвал «Стрекоза». Надеюсь, что вам понравился этот портрет и вы расскажете о нем дома родителям.