Наталья Тютюнникова
Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе «Весна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
игрового занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием метода Синквейн для детей подготовительной группы
«Весна идет…»
Аннотация
Данная разработка является интеграцией пяти образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».Она может быть использована в своей работе студентами и молодыми специалистами.
Публикация «Конспект игрового занятия с использованием метода Синквейн в подготовительной группе „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Пояснительная записка
В методической разработке описано занятие по развитию речи с использованием метода Синквейн, для детей подготовительной группы с учетом требований Типовой образовательной программы «Растим личность».
В разделе «Речевое развитие» предусмотрено: «Уточнять высказывания детей, помогать им точно характеризовать ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать детей к самостоятельности в суждениях. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение звуков, интонационной выразительности речи. Развивать речевое дыхание. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Помогать правильно строить разные типы предложений. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между педагогом и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными с собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Учить выделять последовательность звуков в простых словах, учить устанавливать по ней последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, тв рдые и мягкие согласные звуки. Формировать понимание того, что от места расположения ударения в слове, может изменяться его смысл».
В разделе «Художественная литература» предусмотрено:«Продолжать развивать интерес детей к художественной, познавательной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Формировать умение придумывать рассказы на темы из жизни, по наблюдениям над явлениями природы; сюжетные и описательные рассказы на основе обобщения знаний, полученных при чтении, применяя в речи образные слова, эпитеты, сравнения; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Закрепить умения применять имеющиеся художественно-речевые навыки в самостоятельной деятельности. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников».
Тематика разработки актуальна тем, что именно с детства идет формирование и развитие у дошкольников чувства прекрасного, умение любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.
Коррекционно-образовательные цели:
закрепить представление детей о весне и ее приметах.
уточнение, расширение и активизация словаря.
продолжать знакомить детей с художественной литературой, формировать целостное восприятие текста;
повторить значение литературного жанра.
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; умение совместно составлять стихотворение с использованием метода Синквейна и опорой на алгоритм;
совершенствование навыка слогового анализа слов;
закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными, глаголами.
Коррекционно-развивающие цели:
развитие длительного плавного выдоха;
фонематического восприятия;
связной речи посредством составления Синквейн;
мышления, памяти, творческого воображения;
развитие слухового внимания, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия;
развитие речевых и мимических движений;
общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
воспитание любви и бережного отношения к природе;
чувство прекрасного.
Оборудование: аудиозапись Антонио Вивальди «Весна», солнышко с письмом на лучике, стихотворение Федора Тютчева «Весенние воды», карточки с иллюстрациями «Весна», зеркала на каждого ребенка, иллюстрации, портрет Ф. И. Тютчева
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов о весне с воспитателями и родителями, наблюдение за весенними изменениями в природе. Составление стихотворений с использованием метода Синквейн, заучивание пальчиковой гимнастики «Весна».
Ход занятия:
I. Организационныймомент. (Формирование положительной обстановки
детей на участие в занятии).
Дети под аудиозапись Антонио Вивальди «Весна» заходят в кабинет логопеда. Логопед предлагает поприветствовать друг друга.
Логопед: Ребята, здравствуйте, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей) Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем хорошего настроения на весь день.
Дети: Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!
II. Основная часть. Объявление темы
Логопед обращает внимание детей на гостью занятия- Солнышко.
Логопед: Посмотрите, сегодня к нам в гости пришло Солнышко. Егор, для чего нужно Солнце?
Егор: Благодаря солнцу мы живем, солнце – это свет, тепло.
Игра «Раздели на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов, упражнять в передаче ритмического рисунка слов).
Логопед: Верно, давайте разделим это слово на слоги с помощью хлопков, а на ударный слог топнем ногой.
Дети: Сол-ныш- ко.
Логопед: Елисей, сколько слогов в слове солнышко?
Елисей: В слове солнышко три слога.
Логопед: Прекрасно! Ой, а что это у него на лучике?
Логопед находит письмо со стихотворением Федора Тютчева «Весенние воды» и его портретом
Чтение логопедом стихотворения (Развитие речевого слуха. ассоциативного мышления)
Логопед: Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный берег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Логопед: Многие поэты изображали природу с большой любовью и нежностью. Федор Тютчев был очень наблюдательный человек, любил русскую природу, восхищался ее красотой, поэтому все свои чувства он передавал в поэзии. Его поэзия такая проникновенная и каждому западает в душу.
Логопед: Алина, о каких временах года писал Ф. Тютчев?
Алина: Ф. Тютчев писал стихотворения о всех четырех временах года.
Логопед: Правильно, Елисей, а что изображал Ф. Тютчев в своих стихотворениях?
Елисей: Ф. Тютчев описывал природу и как она меняется с приходом каждого времени года.
Логопед: Ребята, а какие литературные жанры вы знаете?
Дети: Сказки, рассказы, поговорки, пословицы, басня, скороговорки.
Логопед: Егорка, а что такое стихотворение?
Егор: Стихотворение – это литературное произведение, написанное в стихотворной форме.
Логопед: Скажите, о каком времени года говориться в стихотворении?
Дети: О весне
Логопед: А как автор описывает весну? (Ответы детей)
Логопед: Подумайте, а почему автор описал весну именно так? (Ответы детей)
Логопед: Молодцы.
Игра «Семейка слов» (Совершенствование грамматического строя речи – образование однокоренных слов).
Логопед: Как называется весенняя обрядовая песня?
Дети: Веснянка
Логопед: Какой будет день весной?
Дети: Весенний
Логопед: Как называются крапинки на лице, которые рисует солнышко?
Дети: Веснушки
Логопед: А теперь подумайте, от какого слова образованы слова – веснянка, весенний, веснушки?
Дети: Весна
Игра «Найди звук» (Развитие фонематического восприятия)
Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове весна?
Дети: В слове весна первый звук (В)
Логопед: Давайте произнесем его вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук
Логопед: Обратите внимание: когда мы произносим звук (В), губы смыкаются и нижние зубы прижимаются к нижней губе Кирилл, звук (В) гласный или согласный?
Кирилл: Звук (В) согласный.
Логопед: Николай, почему?
Николай: Потому что есть преграда из губ и языка.
Логопед: Приложите руку к горлышку и определите звонкий или глухой?
Дети: Звук (В) звонкий звук.
Логопед: Молодцы, а к нам весна шагает, приготовили пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Весна» (Координация речи с движением)
К нам весна шагает (работаем ладонями – поднимаем и опускаем вверх- вниз попеременно левую и правую – «шагаем»)
Быстрыми шагами и сугробы (ставим ладони «домиком», совмещая пальцы левой и правой руки)
Тают под её ногами (пальцы обеих рук оставляем вместе, локти разводим в стороны – показываем, как тают сугробы, уменьшаясь в размерах)
Чёрные проталины (раздвигаем локти ещё шире, пальцы всё дальше и дальше друг от друга – «тает снег»)
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны. (Ладонями держимся за щёчки –показываем какая тёплая весна)
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять Синквейн. Лена, напомни ребятам, что такое Синквейн?
Лена: Синквейн- это стихотворение состоящее из пяти строк без рифмы.
Логопед: Верно, Миша, а что нам нужно для составления Синквейн?
Миша: Чтобы составить Синквейн нам нужен алгоритм.
Логопед: Правильно, Николай, из чего состоит первая строка?
Николай: Первая строка – это слово предмет, которое обозначает о чем или о ком говорится, то есть выражает главную тему Синквейн.
Логопед: Вика, из чего состоит вторая строка?
Вика: Вторая строка состоит из слов- признаков: какой это предмет и состоит из двух слов.
Логопед: Саша, из чего состоит третья строка?
Саша: Третья строка – состоит из слов-действий, что делает предмет, состоящая из трех слов.
Логопед: Молодец, Артем, из чего состоит четвертая строка?
Артем: Четвертая строка состоит из предложения или фразы, которые выражает наше отношение к предмету.
Логопед: Да, именно так, Кирилл, а пятая строка из чего состоит?
Кирилл: Пятая строка это заключение, наша ассоциация с первым словом
Логопед: Какие вы молодцы, все запомнили. Вот мы с вами говорим о каком времени года?
Дети: О весне
Логопед: Весна – это первая строка, выражающая главную тему Синквейн. Теперь перейдем ко второй строке, состоящей из слов-признаков.
Логопед обращает внимание детей на иллюстрации
Игра «Подбери признак» ( Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными).
Логопед: Обратите свое внимание на карточки с весенними иллюстрациями перед вами, давайте подберем признак к каждой карточке.
Дети подбирают признак к слову весна : ранняя, теплая, ароматная, солнечная, цветущая, красивая, долгожданная, волшебная, певучая, озаряющая, чистая, яркая, душистая, живописная, капризная, добрая, щедрая, светлая и т. д.
Логопед: Вика, как у тебя будет звучать вторая строка?
Вика: Певучая, цветущая.
Логопед: Николай, а у тебя?
Николай: Живописная, волшебная.
Логопед: Легко вы справились с заданием, перед тем как перейти к третей строке, я предлагаю отдохнуть.
Физминутка «Пришла весна» (Развитие общей моторики)
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Логопед: Третья строка состоит из слов –действий.
Игра «Словарь глаголов» (Расширение глагольного словаря по теме)
Логопед: Ребята, что делает весна?
Дети подбирают слова-действия: приходит, оживает, радует, светит, воодушевляет, согревает, расцветает, пробуждает, цветет, благоухает и т. д.
Логопед: Саша, из каких слов-действий будет состоять твоя третья строка?
Саша: Расцветает, согревает, воодушевляет.
Логопед: Кирилл, а твоя третья строка?
Кирилл: Оживает, пробуждает, светит.
Логопед: Молодцы, а наш язычок тоже отдохнуть хочет.
Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционной моторики)
Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну.
«Лужи»(Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону).
«Капель стучит по крыше»( Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд»).
«Лопаются почки на деревьях» (Подвести «широкий» язык вод верхнюю губу и пощелкать).
Дыхательное Упражнение «Весенний ветерок» (Развитие длительного плавного ротового выдоха) Логопед показывает, как выполняется упражнение, делает вдох через нос и начинает медленно дуть не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно выполнить упражнение. Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.
Логопед: Переходим к четвертой строке- предложение или фраза, которая выражает ваше отношение к предмету. Нас с вами окружает природа. Может ли природа вызывать у человека какое –нибудь состояние, давать ему какие –нибудь ощущения, чувства? (ответы детей)
Логопед: Алина, твоя четвертая строка как будет звучать?
Алина: Время жизни
Логопед: Молодец, Егор, а твоя строка как будет звучать?
Егор: Надежда на лучшее.
Логопед: Молодцы, какие вы взрослые и хорошо мыслите.
Мимическое упражнение (Развитие речевых и мимических движений).
Логопед: Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства –восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. Давайте выразим мимикой свое состояние.
Логопед: Переходим к последней пятой строке нашего Синквейн, ассоциация с первым словом.
Дети: Тепло, лето, зелень, почки, радость, жизнь, красота, любовь, подснежники и т. д.
Логопед: Елисей, какая у тебя ассоциация с весной?
Елисей: Тепло.
Логопед: Молодец, а теперь давайте назовем все пять строк нашего Синквейн. Милана, назови свой.
Милана: 1. Весна
2. Теплая, ранняя.
3. Приходит, оживляет, согревает.
4. Чудесная пора года.
5. Лето.
Логопед: Умница, Тимур, назови свой.
Тимур: 1. Весна
2. Ароматная, светлая.
3. Благоухает, радует, расцветает.
4. Пора любви.
5. Радость.
Логопед: Молодцы.
Музыкальная минутка (Совершенствование умения эмоционально передавать характер мелодии, развитие слухового внимания)
Под аудиозапись Антонио Вивальди «Весна» дети закрывают глаза.
Логопед: Давайте с вами закроем глаза, дышится нам легко, ровно, глубоко. Отдыхают наши ручки, ножки, глазки. Представьте, как весной появляются почки на деревьях, поют птицы, зеленеет трава, цветут цветы.
III. Окончание образовательной деятельности. [Оценка работы детей. ]
Логопед: Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хорошо запомнили, что такое Синквейн? Из скольки строк состоит? А что вам понравилось на занятии? Давайте поблагодарим наше Солнышко и отпустим его на небо согревать нас.
Список использованной литературы :
1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
2. Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с ОНР и ФФНР от 4 до 7 лет «Развиваем речь»/ Авт. -сост. Артемова Н. П. .– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.- 107с.
3. Ф. И. Тютчев «Сочинения в двух томах», том 1- Библиотека «Огонек» - Москва: Издательство «Правда»,1980-383с.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.
5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры- М. : РИПОЛ классик ДОМ ХХI век, 2010.- 186 с.
6. Микхиева Н. Ю., Мартин И. В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. — 96 с. (Кабинет логопеда.)
7. А. Гуськова Развитие речевого дыхания у детей 3-7 лет. Издательство «Сфера» ,2011.- 128с.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/XX_век