Валентина Резванова
Конспект игрового события по формированию финансовой грамотности в рамках программы «Умники и Знатоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление полученных знаний, в непринуждённой игровой обстановке, у детей старшего дошкольного возраста по финансово - экономическим представлениям.
Задачи:
Обучающие:
-формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
-уметь различать товар и не товар.
Развивающие:
- расширить представление детей о труде взрослых.
Воспитывающие:
-воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
Публикация «Конспект игрового события по формированию финансовой грамотности в рамках программы „Умники и Знатоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: проектор (презентация, мультфильм про лень); музыкальный центр (физкультминутка); логическая цепочка производства хлеба и молока (распечатанные картинки); картинки (для распределения семейного бюджета); деньги : «афлатунчики» ;монеты бумажные (наминалом5,2,1,10); игрушка «Афлатун»; магнитная доска; поощрительный приз – шоколадные монеты.
Предварительная работа с детьми: дидактическая игра «Семейный бюджет»; разучивание пословиц о труде; экспериментирование:
«Монета, банкнота, пластиковая карта»; сюжетно ролевая игра «В магазине», «В банке»; просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).
Методические методы и приемы: введение элементов соревнования; создание игровой ситуации; дидактическая игра, беседа; вопросы; пояснения; объяснения.
Словарная работа: потребность, мукомольный завод, благотворительность.
Мотив: игровой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости (поздороваемся с ними). Им очень интересно чему нас научил Афлатун? Сегодня будет необычное занятие. Занятие в форме игры. Вы ведь любите играть? правда? (ответ детей)
Игра наша будет называться : «Умники и знатоки» (дети самостоятельно делятся на команды,разделились и присели на места.)
Игра состоит из 4 раундов (заданий). За каждый правильный ответ команда зарабатывает «афлатунчик» .Команда, набравшая большинство «афлатунчиков» считается выигравшей.
«Потребности» - 1-ый этап
Воспитатель: что же такое «потребности человека»? (ответы ребят).
…то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас мы с вами разберемся в этом. Первое задание для команды «знатоки», а потом для «умников». Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.
На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье).
Молодцы. Продолжаем дальше.
Воспитатель: беседа: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Как вы думаете, что можно отнести к потребности семьи? (ответы)
Воспитатель: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, а есть ли такие потребности, в которых члены семьи (человек) нуждаются, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? (ответы)
Давайте посмотрим на экран, и проверим правильны ли были ваши ответы?
( перечисление на слайдах: семейный отдых, совместный просмотр телевизора,дружба, общение, любовь)
Все вы были правы, и поэтому вы зарабатываете ещё по «афлатунчику».
Подведение итогов по 1-му этапу.
«Труд» - 2-ой этап
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться.
У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, современный мультфильм «Лень».
Проводится небольшая беседа:
1. Что «напало» на самом деле на бурого мишку? (усталость)
2. Чем были заняты его друзья весь день? (бездельем, только играли)
3. Какой вывод сделали друзья? (неверный, т. к. они не предложили свою помощь бурому мишке, а лишь приняли решение играть в другую игру, пока их друг трудится)
4. Какой вывод можем сделать мы? Как бы вы поступили на месте друзей?
Воспитатель: Всё правильно ребята, и когда ваша мама лежит на диване – это вовсе не означает, что на нее «напала» лень, скорее всего она переделала все домашние дела и на нее «напала» - усталость.
Продолжаем дальше. Раз вы о труде и о лени всё знаете, тогда слушайте следующее задание.
Отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.
На экран выводятся по 1 заданию для каждой команды.
«Знатоки» : Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
«Умники» : Сделал дело, гуляй смело.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд.
Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Давайте, мы сейчас послушаем стихи, о том кем мечтают стать некоторые из вас:
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ПАРИКМАХЕР
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель. И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
СПАСАТЕЛЬ
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать - работа для мужчин.
Воспитатель: а я вам предлагаю не много отдохнуть и сыграть в игру- «пантомима». Изображение жестами, мимикой, действиями какой – либо профессии; отгадывает сначала одна команда, потом другая, за правильный ответ - «афлатунчик» (пантомиму изображают дети, представитель от команды выходит на середину зала, воспитатель показывает картинку тому ребёнку, который будет показывать профессию для своей команды; по две профессии для каждой команды: врач, парикмахер, повар, пожарный).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами помечтаем и подумаем: кем же стать, когда подрастёте?
Физкультминутка:
«Мир профессий»
Трактор водит –. (тракторист, (Крутят воображаемый руль)
Электричку –. (машинист, (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил –. (маляр, (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал –. (столяр, (Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел –. (монтер, («Фонарики»)
В шахте трудится –. (шахтер, (Топают ногами)
В жаркой кузнеце –. (кузнец). (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
«Товар» - 3-ий этап.
Воспитатель: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется просто: «Назови товар, или не товар. Потренируемся: «Повар испек торт и продал его» - товар, «Бабушка связала свитер для внука» - не товар.
Для «знатоков» :
1. Фермер привез на рынок молоко (товар)
2. Папа починил детям игрушку (не товар)
3. Мама испекла пирог к празднику (не товар)
4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Для «умников» :
1. Маша сварила варенье для Миши (не товар)
2. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
3. Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
4. В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Заработали «афлатунчики».
В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба : (посев, уборка урожая, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (коровы пасутся, коровы на ферме доятся, завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)
«Семейный бюджет» - 4-ый этап
Каждой команде выдается определенное количество монет, которые необходимо рационально распределить. (20 монет)
1. Квартплата. 2. Питание. 3. Одежда. 4. Банк (копилка). 5. Развлечения. 6. Игрушки.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги (звучит музыка).
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда, банк (копилка).
(звучит музыка)
После выполнения задания, выслушиваются ответы: почему дети распределили деньги именно так.
Подводятся итоги 4 раунда
Итоги всей игры.
Воспитатель предлагает детям потратить заработанные командами деньги с пользой (предлагается объединить бюджет обеих команд, общая сумма – общий результат – победила дружба).
Воспитатель: Ребята, конечно, мы с вами понимаем, что «афлатунчики» - это деньги не настоящие, игрушечные, но представьте на минуточку, что вы заработали сейчас настоящие деньги. Как бы вы их потратили? Причем не каждый из вас, а посоветуйтесь между собой и решите, куда бы вы эти деньги потратили (т. к. вы вместе их зарабатывали – вместе должны и тратить). Может, оказали бы благотворительную помощь кому- либо (слово благотворительность разъяснено ранее).
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Ребята, наш друг Афлатун доволен сегодняшней игрой, вашими знаниями и поэтому решил поощрить каждого из вас деньгами, не обычными, а шоколадными.
Все участники игры получают поощрительные призы (воспитатель раздает шоколадные монеты).
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили основы финансовой грамотности. Вы все постарались, вы действительно «умники» и «умницы». Спасибо всем за увлекательную и интересную игру. Спасибо вам дорогие гости за внимание. Всего вам доброго и до новых встреч.
Список использованной литературы
1. Учебное пособие «Афлатот» социальное и финансовое образование для детей младшего возраста.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №23 с. Шурскол".
3. Сборник методических материалов к примерной парциальной
образовательной программы дошкольного образования «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: