Басова Алена Владимировна
Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с людьми?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми?
В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители прибегают к помощи домашних воспитателей, частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством собственного достоинства или развитием индивидуальности.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка общаться с людьми?“» размещена в разделах
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивиду-альность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоре-чивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире об-щепризнанными и получившими статус общечеловеческих.
Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию чувства коллективизма. А жаль. Мы уверены, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это «что-то» и есть сущность коллективизма: «Я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения».
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению, в первую очередь, своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направлен-ности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соот-носят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих
людей — сверстников, взрослых и т. д. В таком случае можно гово-рить о первых проявлениях коллективистской направленности.
Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную степень такой направленности. Это в какой-то степени объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? Думается, что в детском саду ребенок просто почувствовал значимость общества сверстников: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома он привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо завоевывать, не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется на-правленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.
Но все же преодолеть ее можно. И это главная задача не только для родителей, но и воспитателей, которые не хотят воспитывать будущих эгоистов..»
На пути к коллективистской направленности предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направ-ленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреп-лению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
Вывод: каждый ребенок должен пройти «школу детского сада» по многим причинам, и главная из них — учиться жить среди людей.
Педагог-психолог МБДОУ
Детского сада № 5 «Дельфиненок»
Басова А. В.