Лариса Янышевская
Конспект группового логопедического занятия на тему «Речевые и неречевые звуки» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучить детей различению речевых и неречевых звуков.
Задачи:
• повторить, что такое день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра;
• познакомить детей с такими понятиями, как «речевые звуки» и «неречевые звуки»;
• развивать слуховое внимание;
• учить детей разграничивать понятия «речевой звук» – «неречевой звук»;
• развивать фонематическое восприятие;
Темочки:
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
• повторить названия органов артикуляционного аппарата.
Оборудование: компьютерная игра «Домашний логопед»; бумага, ножницы, колокольчик.
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент
Игра «Что было, что будет?»
— Ребята, какой сегодня день недели? А какие вы еще знаете дни недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Что такое сутки?
II. Повторение пройденного материала
1. Повторение названий органов артикуляционного аппарата
— В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук [п-п-п]. Этот звук произносим губами. Произнесите звук [б-б-б]. Этот звук тоже произносится. (губами). Произнесите звук [л]. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: [д-д-д]. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: [д-д-д], [б-б-б]. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесете звук [к]. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук [г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы).
III. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия
— Сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы слышим и произносим, будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Знакомство с неречевыми звуками
Логопед запускает мини-игру «Угадай-ка». Просит детей послушать и угадать, что звучало.
— Что вы услышали? (Звуки разных животных, шум дождя, звук шагов, звон будильника и т. д.).
— Вы слышали разные звуки. Это звуки неречевые. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
3. Знакомство с термином «речевой звук»
— Неречевые звуки издают предметы окружающего мира и животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Н. В. Новотворцева
IV.Физминутка.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
V. Закрепление новой темы.
1. Игра «Какой звук?»
Логопед произносит разные речевые звуки и издает разные неречевые звуки (режет бумагу, мнет бумагу, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши, стучит ногами). Дети с закрытыми глазами отвечают: речевой или неречевой звук они услышали.
2. Игра «Доскажи словечко»
Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.
- Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама … (косы).
- Под землею он живет.
Землю роет старый … (крот).
- Словно дом огромен он.
В зоопарке живет … (слон).
- Написал письмо я Знайке,
Но забыл наклеить … (марки).
- Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют … (пушки).
3. Игра «Звук заблудился»
Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.
- На поляне весной
Вырос зуб молодой. (Дуб)
- Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (Жук)
- Где обедал, воробей?
В зоопарке у дверей. (Зверей)
- Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку)
VI. Заключительная часть
- Подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии? Ученики отвечают на вопросы логопеда. Логопед раздает детям листы с домашним заданием.
Молодцы, ребята! Вы все сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за занятие! До свидания!