Светлана Алексеевна Андрюхина
Конспект фронтального занятия по дифференциации [ч] и [щ]
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие на тему : «Сформировать у детей умение различать звуки [ч] и [щ], подкрепляя их буквами».
Диагноз: фонетико -фонематическое недоразвитие.
Цель: научиться дифференцировать Ч – Щ.
Задачи:
— выработать четкую дифференциацию [ч], [щ] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
— совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие;
— работать над согласованием количественных числительных с существительными;
— работать над навыком построения предложений и связанного текста.
Публикация «Конспект фронтального занятия по дифференциации [ч] и [щ]» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Дидактические средства: артикуляционные профили [ч] и [щ]; таблицы с буквами «ч» и «щ» (печатными и прописными); слоговые таблицы; предметные картинки; палочки (спички); зеркала.
Деятельность логопеда
Деятельность учащихся Самоанализ Примеч.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте дети. Сядет тот, кто назовет часть тела, увеличив размер
(рука, нога, язык) или уменьшив
его
(рука, колено).
Ответы:
рука — ручища, нога — ножища, язык —язычище
ручка, коленочка 1. Задача этапа: организовать начало урока, настроить детей на работу, заинтересовать учащихся
2. Содержание этапа: задание-разминка на закрепление суффиксов
3. Методы и методики, приемы: опрос.
4. Учет результата работы: справились с заданием или нет.
5. Анализ результатов: трудности, возникшие у детей (индивидуальный подход).
2. Знакомство с темой.
— Догадайтесь, о какой букве идет речь?
На расческу
. похожа
Три зубца всего?
Ну что же!
Е. Тарлапан
— Правильно, это буква Щ.
— А теперь о какой букве стихотворение?
Да, вы правильно решили:
Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
В. Степанов
— Молодцы! Это буква Ч — печатная.
— Кто догадался, какие буквы будут сегодня в гостях у нас?
Буква Щ.
Буква Ч
Дети отвечают на вопрос 1. Задача этапа: знакомство детей с темой урока.
2. Содержание этапа: стихотворения-загадки.
3. Методы и методики, приемы: беседа.
4. Учет результата работы: дети отгадали загадки или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания,заинтересовала ли деятельность учащихся.
Вывешивается таблица с картинкой расчески и печатной про-писной буквой Щ.
На доске таблица с буквой Ч и картинкой чайки.
См. приложение №1
3. Повторение артикуляционного уклада данных звуков.
— Чтобы правильно писать «ч» и «щ», надо научиться различать соответствующие им звуки, которые вы путаете. Про-изнесите перед зеркалом: [ч] — губы округлены, зубы не смыкаются; [щ] — губы выдвинуты, зубы видны, сближены.
Дети произносят звуки перед зеркалом, повторяют артикуляцию данных звуков 1. Задача этапа: повторение артикуляционного уклада данных звуков.
2. Содержание этапа: характеристика и демонстрация перед зеркалом правильной артикуляции звуков [ч] и [щ].
3. Методы и методики, приемы: проговаривание, демонстрация.
4. Учет результата работы: справляются дети с заданием или нет.
5. Анализ результатов: у кого из учеников возникают трудности на данном этапе и какие.
4. Сравнение звуков [ч] и [щ].
Теперь рассмотрим артикуляционные профили, а затем сравним их.
Дети рассматривают профили, принимают активное участие в работе 1. Задача этапа: выработать четкую дифференциацию [ч], [щ] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
2. Содержание этапа: артикуляционные профили.
3. Методы и методики, приемы: беседа, обсуждение.
4. Учет результата работы: усваивают ученики данный материал или нет, могут ли самостоятельно сравнить данные звуки, найти в чем отличие
5. Анализ результатов: с кем из учащихся необходима дополнительная индивидуальная работа
В процессе обсуждения на доске появляется запись: см. приложение №2.
5. Чтение слогов по таблицам:
Составление и чтение прямых и обратных слогов:
ча, ща, чо, що, чу, щу.
ач, оч, ащ, ощ.
звукосочетаний: ача, аща, ачо, ащо. С переносом ударения: ачу, ище.
Чтение по цепочке, с опорой на зрительный анализатор 1. Задача этапа: — совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез
2. Содержание этапа: слоговые таблицы.
3. Методы и методики, приемы: совместное и индивидуальное проговаривание слогов по таблицам.
4. Учет результата работы: справляются дети с заданием или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.
см. приложение №3
6. Повторение чистоговорок.
Ребята, помогите мне проговорить чистоговорки:
Ча —ща — ча — каша. (горяча).
Чу - щу -чу - колесо. (качу).
Щу - чу — щу — я грибы. (ищу).
Ща - ча — ща — поймаю я. (леща).
Ча — ща — ча — пишу с буквой. (а).
Чу — щу — чу — пишу с буквой. (у)
Повторение за логопедом, добавление недостающих слов 1. Задача этапа: проговаривание чистоговорок с дифференцируемыми звуками.
2. Содержание этапа: чистоговорки.
3. Методы и методики, приемы: индивидуальное и групповое повторение чистоговорки вслух за логопедом.
4. Учет результата работы: все справились с заданием или нет.
5. Анализ результатов: индивидуальные трудности, возникающие у учащихся; необходима ли дополнительная работа с учащимися.
7. Дифференциация на слух [ч] и [щ] при прослушивании стихотворения.
— Послушайте стихотворение. Если услышите [щ], хлопайте один раз; если [ч] — то два раза.
Солнце глянуло сквозь
Щелку,
Свесив огненную
Чёлку.
Вышел еж с сапожной
Щёткой,
Занялся работой
Чёткой.
( Уточнить смысл слов: чёлка, чётко.)
Слушают, хлопают 1. Задача этапа: дифференцировать на слух [ч] и [щ] при прослушивании стихотворения, развитие фонематического слуха.
2. Содержание этапа: стихотворение.
3. Методы и методики, приемы: рассказ.
4. Учет результата работы: все справились с заданием или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.
8. Физкультурная минутка.
Чок — щёк — чок — руки на бочок.
Девочки и мальчики прыгают, как зайчики.
Щёк — чок —чи — так летят грачи. (Взмахи руками.)
Чок — щёк — чок — спляшем гопачок.
Выполняют движения, вслед за логопедом 1. Задача этапа: смена деятельности учеников, эмоциональная окраска занятия.
2. Содержание этапа: стихотворение, сопровождающееся определенными движениями.
3. Методы и методики, приемы: выполнение движений под стихотворение.
4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет, заинтересовала ли данная работа.
5. Анализ результатов: особенности выполнения задания индивидуально каждым ребенком, удалось ли отдохнуть в процессе выполнения задания.
9. Задание на развитие мелкой моторики.
- Собрать из палочек (спичек) часы и щетку.
Выполняют задание логопеда 1. Задача этапа: развитие мелкой моторики пальцев рук.
2. Содержание этапа: счетные палочки (зубочистки).
3. Методы и методики, приемы: наглядная демонстрация на доске.
4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.
10. Разбор слов «часы» и «щетка».
— Разделим слово «часы» на слоги. Сколько слогов в этом слове?
— Какой 1-ый слог? Какой 2-ой?
— На какой слог падает ударение?
— Составьте схему слова «часы».
— Сколько букв в этом слове?
— Сколько звуков?
— Сколько согласных звуков?
— Сколько гласных?
Аналогично проводится разбор слова «щетка
2 слога
1-ча,
2-сы
На второй
Составляют схему
4 буквы
4 звука
2 согласных
2 гласных 1. Задача этапа: работа над звуко - буквенным анализом слов.
2. Содержание этапа: слова «часы» и «щетка».
3. Методы и методики, приемы: беседа, сопровождающаяся записями на доске и в тетрадях.
4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания, над чем необходима дополнительная работа с учащимися.
Аналогично проводится разбор слова «щетка». Весь анализ фиксируется учениками в тетрадь
11. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 со словами «чашка» и «щенок» в именительном и винительном падежах.
Показываются предметные картинки. Ученики должны закончить словосочетание.
— Одна … (чашка)
— Две … (чашки)
— Пять… (чашек)
— Нет одной? (чашки)
— Нет двух? (чашек)
— Нет пяти? (чашек)
Аналогично со словом «щенок».
— чашка
— чашки
— чашек
— чашки
— чашек
— чашек 1. Задача этапа: работа над согласованием количественных числительных с существительными;
2. Содержание этапа: картинки.
3. Методы и методики, приемы: беседа, опрос.
4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания.
.См. приложение №4
12. Составление предложений и связанного рассказа по заданным словам: роща,
чаща, бабочка, сачок, грач, щенок, червячок, речка, лещ, щука, черепаха, зайчики.
Составление предложений или текста 1. Задача этапа: работа над навыком построения предложений и связанного текста.
2. Содержание этапа: слова, картинки.
3. Методы и методики, приемы: демонстрация картинок, опрос.
4. Учет результата работы: справились дети с заданием или нет.
5. Анализ результатов: какие трудности возникли в процессе выполнения задания; оценивается связность предложений, порядок слов и т. д.
Можно приложить картинки
13. Домашнее задание: выучить придуманный на занятии рассказ. Запись задания в тетрадь 1. Задача этапа: объяснение домашнего задания.
2. Содержание этапа: индивидуальные предложения каждого учащегося
3. Методы и методики, приемы: рассказ.
4. Учет результата работы: поняли ученики домашнее задание или нет.
5. Анализ результатов: сколько раз пришлось его объяснять и кому.
14. Итог занятия.
— Чем мы сегодня занимались на занятии?
— Какие звуки и буквы мы учились различать и сравнивать?
Проговаривание артикуляционного уклада [ч] и [щ].
— Чем отличаются [ч] и [щ]?
Оценка работы учеников на уроке.
Работали над звуками «ч» и «щ»
«ч» и «щ»
Ответы детей 1. Задача этапа: подведение итогов занятия.
2. Содержание этапа: вопросы.
3. Методы и методики, приемы: опрос.
4. Учет результата работы: учитывается общая результативность занятия.
5. Анализ результатов: анализируется индивидуальное усвоение темы урока.
Занятие включает 14 этапов. Анализ проводился отдельно по каждому этапу по 5-ти критериям.