Приложение МААМ

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]

Наталья Шпакова
Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Автоматизация звука «Р».

Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» и автоматизация в слогах, словах и предложениях. (автоматизация звука «Р» в слогах.

Задачи:

Коррекционно- образовательные: уточнить правильную артикуляцию звука «Р» и его изолированное произнесение, повторить характеристику звука «Р», отбирать слова в которых находиться заданный звук, продолжать автоматизацию звука «Р» в открытых слогах, словах предложениях, закрепление навыка словообразования, упражнять в звуковом анализе слова и составлении схемы слова

Публикация «Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи, Автоматизация звука [Р]» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания, памяти и логического мышления;

Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Лексический материал: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, ромашка, трактор, крокодил, корабль, дворняга, сарай, сырая, рассказывать, крыша, рот, ручка, кастрюля, крышка, рука, ворона, крыло, рубашка, рукав, рыбак.

Оборудование: предметные картинки; конверт с рисунками; синие квадраты, пенал со схемами.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Логопед:- Ребята, я сегодня на занятие хотела принести вам интересные слова, но нечаянно их уронила, и они все рассыпались. Кто из вас поможет мне собрать их?

-Тогда послушайте, что от них осталось и добавьте потерявшиеся звуки: -акета, -укавица, -учеёк, -убашка, -абота, -ужьё, -амашка. (дети: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, рамашка)

Логопед: -А кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы нашли и вернули на место? (дети: мы нашли и вернули звук «Р»).

-Правильно, сегодня мы будем учиться чётко и правильно произносить звук «Р» и определять его место в словах.

II. Основная часть.

1. Артикуляция и характеристика звука «Р».

а) - Скажите, кто или что может рычать?

Дети: собака, тигр, мотор и др.

- Покажите - как рычит большой тигр? (громко: Р-Р-Р, длительно: Р-Р-Р-Р-Р, а как маленький (тихо: р-р-р, кратко: р, р)

б) Уточняем правильную артикуляцию

- Молодцы ребята, хорошо рычите! А сейчас я покажу, как правильно надо произносить звук «Р». Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка сильный, поднят к бугоркам (альвеолам, сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос помогает.

в) Характеристика звука «Р»:

- Звук «Р» какой: гласный или согласный? (согласный).

- Почему?

Дети: Потому, что мешает язычок и зубы.

- А ещё какой?

Дети: Звонкий

- Почему он звонкий?

Дети: Потому, что он произносится с голосом.

- Он мягкий или твёрдый?

Дети: Твёрдый.

- Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?

Дети: Синим.

2. Игра «Эхо» .

Логопед: - А сейчас давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог:

Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры, метро (ро, шары (ры, кора (ра).

3. Игра «Прятки»

Логопед: - Звук «Р» очень озорной и любит играть в прятки. Поиграем вместе? Смотрите, на полу расположились игрушки. Под тихую музыку вы ищете глазками те игрушки, в названиях некоторых спрятался звук «Р», когда зазвучит громкая музыка вы должны взять нужную игрушку в руки. (проводиться игра).

- Теперь чётко и громко произнесите название вашей игрушки, а Даша будет помогать мне, проверять правильные ответы.

Дети: трактор, конструктор, крокодил, гамбургер, черепаха, кукуруза, рак, кресло, пирамидка, светофор.

- Ребята, в названии какой картинки было два звука «Р»? (трактор). А теперь, давайте отхлопаем названия всех слов.

4. Определение звука «Р» в словах.

Логопед: - Будьте внимательными. Сейчас я буду читать стихи, а вы, если услышите слова со звуком «Р» – поднимите синий квадрат.

Вышла дворняга

Под дождь из сарая.

Стала дворняга

Очень сырая.

Долго дворняга

Сушилась, вздыхая.

Стала дворняга

Сухая-сухая.

Вышла дворняга

Опять из сарая.

Снова дворняга

Насквозь сырая.

И тяжело рассказать на бумаге,

Как не везло этой бедной дворняге!

- Молодцы, вспомните и назовите все слова, в которых вы услышали слова со звуком «Р». А кто назовёт слово, в котором звук «Р» слышится вначале слова? Какое слово со звуком «Р» встречалось в стихотворении чаще других.

5. Автоматизация звука Р в предложении.

Логопед: - Ребята посмотрите, почтальон принёс нам конверт, интересно, что в нём? Давайте откроем его. Смотрите, какие-то непонятные картинки. Это, наверное, художник Тюбик из Цветочного города нарисовал их. Он, наверное, очень торопился и не успел всё дорисовать. Кто у нас мечтает стать художником?

- Выходи Вася. Сейчас все внимательно будут рассматривать картинки и отмечать про себя, что забыл нарисовать Тюбик, а ответит тот, кого я назову.

У дома нет крыши.

У чашки нет ручки.

У кастрюли нет крышки.

У машины нет двери.

У вороны нет крыла.

У рубашки нет рукава.

6. Динамическая пауза.

Логопед : - Приглашаю всех встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, в названиях которых есть «Р» :

- Покачались, пробежались, попрыгали, помахали, покружились, посмеялись, поздоровались, замерли и поморгали.

7. Звуковой анализ слова: рыбак. Схема слова.

У каждого ребёнка на столе пенал.

Логопед : - Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить сколько слогов в слове?

Дети: Надо посчитать гласные.

- Правильно, ведь мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. А теперь ещё раз произнесём слово на распев: рыбак. Сколько вы услышали гласных? (два) Значит, сколько слогов в слове? (два). Сейчас мы с вами сделаем схему слова: рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку -слово».

-А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам: ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.

- Какой первый слог? (ры). Какой первый звук в слоге ры? (звук «Р»).

- «Р» - какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? (синим). Положите синий кубик под первой короткой полоской.

- Какой второй звук в слоге ры? (звук «ы»).

- «ы» – какой звук? (гласный). Каким цветом обозначим? (красным)

Второй слог - бак разбираем по аналогии.

- Сколько слогов в слове? (два). Сколько гласных звуков? (два). Сколько согласных? (три). Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?

Дети: От слова РЫБА.

- А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА?

Дети: - рыбалка, рыбачить, рыбный…

- Молодцы, сложите схемы в пенал и закройте их.

III. Итог.

Логопед : - С каким звуком мы сегодня знакомились? Что вы можете сказать об этом звук? Вспомните или придумайте слова с этим звуком. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо занимались.

Публикации по теме:

«Волшебная жизнь звука [р]». Занятие по звуковой культуре речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет Конспект подгруппового занятия по звуковой культуре речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет Тема: «Волшебная жизнь.

Конспект занятия по развитию речи «Автоматизация звука [С]» Тип занятия: индивидуальное. Цель: правильное произношение звука [С] изолированно и в слогах. Задачи: - развитие артикуляционных мыщц губ,.

Конспект фронтального занятия по развитию звуковой стороны речи «Звуки [Р]-[Р’]. Поездка в Простоквашино» .

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука Р». Тема: «Автоматизация звука Р» Цели: Коррекционные: закрепление правильного произношения звука Р изолированно, в слогах, словах, предложениях,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в словах и фразовой речи» Автоматизация звука (Л) в словах и фразовой речи (по мотивам мультипликационной сказки «Лунтик»). Задачи: закрепить навык произношения.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Тема: «Автоматизация звука «З» Тема: «Автоматизация звука «З» Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах, в словах и предложениях. Речевые задачи: • закреплять.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука Р (прямой слог) в связной речи» Задачи:Образовательные: способствовать обогащению словарного запаса, учить подбирать слова на заданный звук, составлять рассказ по наводящим.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [б] и [б’]» Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). Задачи: - познакомить детей со звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 04:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шпакова (УИ 351336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД