Наталья Шпакова
Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]
▼ Скачать
Тема: Автоматизация звука «Р».
Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» и автоматизация в слогах, словах и предложениях. (автоматизация звука «Р» в слогах.
Задачи:
Коррекционно- образовательные: уточнить правильную артикуляцию звука «Р» и его изолированное произнесение, повторить характеристику звука «Р», отбирать слова в которых находиться заданный звук, продолжать автоматизацию звука «Р» в открытых слогах, словах предложениях, закрепление навыка словообразования, упражнять в звуковом анализе слова и составлении схемы слова
Публикация «Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи, Автоматизация звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания, памяти и логического мышления;
Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Лексический материал: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, ромашка, трактор, крокодил, корабль, дворняга, сарай, сырая, рассказывать, крыша, рот, ручка, кастрюля, крышка, рука, ворона, крыло, рубашка, рукав, рыбак.
Оборудование: предметные картинки; конверт с рисунками; синие квадраты, пенал со схемами.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Логопед:- Ребята, я сегодня на занятие хотела принести вам интересные слова, но нечаянно их уронила, и они все рассыпались. Кто из вас поможет мне собрать их?
-Тогда послушайте, что от них осталось и добавьте потерявшиеся звуки: -акета, -укавица, -учеёк, -убашка, -абота, -ужьё, -амашка. (дети: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, рамашка)
Логопед: -А кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы нашли и вернули на место? (дети: мы нашли и вернули звук «Р»).
-Правильно, сегодня мы будем учиться чётко и правильно произносить звук «Р» и определять его место в словах.
II. Основная часть.
1. Артикуляция и характеристика звука «Р».
а) - Скажите, кто или что может рычать?
Дети: собака, тигр, мотор и др.
- Покажите - как рычит большой тигр? (громко: Р-Р-Р, длительно: Р-Р-Р-Р-Р, а как маленький (тихо: р-р-р, кратко: р, р)
б) Уточняем правильную артикуляцию
- Молодцы ребята, хорошо рычите! А сейчас я покажу, как правильно надо произносить звук «Р». Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка сильный, поднят к бугоркам (альвеолам, сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос помогает.
в) Характеристика звука «Р»:
- Звук «Р» какой: гласный или согласный? (согласный).
- Почему?
Дети: Потому, что мешает язычок и зубы.
- А ещё какой?
Дети: Звонкий
- Почему он звонкий?
Дети: Потому, что он произносится с голосом.
- Он мягкий или твёрдый?
Дети: Твёрдый.
- Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?
Дети: Синим.
2. Игра «Эхо» .
Логопед: - А сейчас давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог:
Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры, метро (ро, шары (ры, кора (ра).
3. Игра «Прятки»
Логопед: - Звук «Р» очень озорной и любит играть в прятки. Поиграем вместе? Смотрите, на полу расположились игрушки. Под тихую музыку вы ищете глазками те игрушки, в названиях некоторых спрятался звук «Р», когда зазвучит громкая музыка вы должны взять нужную игрушку в руки. (проводиться игра).
- Теперь чётко и громко произнесите название вашей игрушки, а Даша будет помогать мне, проверять правильные ответы.
Дети: трактор, конструктор, крокодил, гамбургер, черепаха, кукуруза, рак, кресло, пирамидка, светофор.
- Ребята, в названии какой картинки было два звука «Р»? (трактор). А теперь, давайте отхлопаем названия всех слов.
4. Определение звука «Р» в словах.
Логопед: - Будьте внимательными. Сейчас я буду читать стихи, а вы, если услышите слова со звуком «Р» – поднимите синий квадрат.
Вышла дворняга
Под дождь из сарая.
Стала дворняга
Очень сырая.
Долго дворняга
Сушилась, вздыхая.
Стала дворняга
Сухая-сухая.
Вышла дворняга
Опять из сарая.
Снова дворняга
Насквозь сырая.
И тяжело рассказать на бумаге,
Как не везло этой бедной дворняге!
- Молодцы, вспомните и назовите все слова, в которых вы услышали слова со звуком «Р». А кто назовёт слово, в котором звук «Р» слышится вначале слова? Какое слово со звуком «Р» встречалось в стихотворении чаще других.
5. Автоматизация звука Р в предложении.
Логопед: - Ребята посмотрите, почтальон принёс нам конверт, интересно, что в нём? Давайте откроем его. Смотрите, какие-то непонятные картинки. Это, наверное, художник Тюбик из Цветочного города нарисовал их. Он, наверное, очень торопился и не успел всё дорисовать. Кто у нас мечтает стать художником?
- Выходи Вася. Сейчас все внимательно будут рассматривать картинки и отмечать про себя, что забыл нарисовать Тюбик, а ответит тот, кого я назову.
У дома нет крыши.
У чашки нет ручки.
У кастрюли нет крышки.
У машины нет двери.
У вороны нет крыла.
У рубашки нет рукава.
6. Динамическая пауза.
Логопед : - Приглашаю всех встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, в названиях которых есть «Р» :
- Покачались, пробежались, попрыгали, помахали, покружились, посмеялись, поздоровались, замерли и поморгали.
7. Звуковой анализ слова: рыбак. Схема слова.
У каждого ребёнка на столе пенал.
Логопед : - Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить сколько слогов в слове?
Дети: Надо посчитать гласные.
- Правильно, ведь мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. А теперь ещё раз произнесём слово на распев: рыбак. Сколько вы услышали гласных? (два) Значит, сколько слогов в слове? (два). Сейчас мы с вами сделаем схему слова: рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку -слово».
-А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам: ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.
- Какой первый слог? (ры). Какой первый звук в слоге ры? (звук «Р»).
- «Р» - какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? (синим). Положите синий кубик под первой короткой полоской.
- Какой второй звук в слоге ры? (звук «ы»).
- «ы» – какой звук? (гласный). Каким цветом обозначим? (красным)
Второй слог - бак разбираем по аналогии.
- Сколько слогов в слове? (два). Сколько гласных звуков? (два). Сколько согласных? (три). Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?
Дети: От слова РЫБА.
- А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА?
Дети: - рыбалка, рыбачить, рыбный…
- Молодцы, сложите схемы в пенал и закройте их.
III. Итог.
Логопед : - С каким звуком мы сегодня знакомились? Что вы можете сказать об этом звук? Вспомните или придумайте слова с этим звуком. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо занимались.