Татьяна Алферова
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Что же такое — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию лексико-грамматических средств языка
Возрастная группа: подготовительная
Количество человек: 10
Тема: «Что же такое – зима?»
Цель: Активизация словаря детей с ОНР в подготовительной к школе группе по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка „Что же такое — зима“» размещена в разделах
Систематизировать знания детей, обогащать, уточнять и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима» (Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»).
Упражнять детей в практическом использовании существительных в винительном, родительном, предложном падежах.
Продолжать учить детей подбирать прилагательные, глаголы к существительным. Совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов. Закреплять навык чтения.
Продолжать учить детей отвечать фразой. Формировать грамматически правильное самостоятельное высказывание. Учить правильному согласованию слов в предложении (род, число, падеж). Упражнять в составлении предложений с предлогами. (Интеграция образовательной области «Речевое развитие»).
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память). Развивать ассоциативное мышление и образную память. (Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»).
Совершенствовать координацию речи и движений дошкольников. Развивать общую и мелкую моторику. Формировать навык правильного речевого дыхания. (Интеграция образовательной области «Физическое развитие»).
Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога в игровой, коммуникативной, двигательной деятельности (Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).
Коррекционно-воспитательные:
Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать навыки самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).
Планируемые результаты (предпосылки УУД) :
- дети с интересом вступают в игровую, коммуникативную, двигательную деятельность, проявляют инициативу и самостоятельность;
- следуют инструкции взрослого, выполняя речедвигательные, дыхательные упражнения;
- владеют навыками словоизменения, правильно согласовывают слова в предложении (род, число, падеж); составляют связное высказывание с опорой на картинку и без неё, по схеме, по памяти;
- умеют играть рядом со сверстниками, не мешая им в игре; проявляют эмоциональную отзывчивость на художественное слово.
Оборудование:
Для учителя-логопеда: фрагмент мультфильма «Первая зима», презентация с демонстрационным материалом, мяч.
Для детей: текстильные снежки для каждого ребенка, снежинки на ниточках для развития речевого выдоха на каждого ребенка, картинный материал, разрезные слова.
Ход занятия
Орг. момент.
Логопед:
- Я хочу показать вам очень интересный мультфильм моего детства.
Логопед: Вопросы к детям.
- А вы, любите смотреть мультфильмы?
- А сегодня мы посмотрим мультфильм «Первая зима».
- Как вы думаете, о чём или о ком этот мультфильм?
Дети рассаживаются перед интерактивной доской и начинают просмотр фрагмента мультфильма «Первая зима» до слов медвежонка: «А как же я узнаю, что она пришла, если я её никогда не видел?
Логопед:
- Дети, как бы вы помогли медвежонку познакомиться с зимой?
Предполагаемые ответы детей:
- Я бы покатался с медвежонком на лыжах в парке.
- Я бы показала ему картинки, фотографии о зиме.
- Я бы нарисовал зиму.
- Я бы рассказала ему разные истории.
Основная часть. Активизация словаря прилагательных, глаголов. Изучение нового. Составление грамматически правильных самостоятельных высказываний.
- А как можем описать Мишке зиму, какая зима?
Предполагаемые ответы детей:
Зима белая, вьюжная, студеная, белоснежная, малоснежная, морозная, сибирская, суровая, холодная, лютая, ранняя, поздняя….
Логопед: А без чего не бывает зимы в Сибири?
Предполагаемые ответы детей:
Зимы не бывает без снега (без нового года, без морозов, без коньков, без катания на лыжах)
Логопед: что можно слепить из снега?
Предполагаемые ответы детей:
Из снега можно слепить снежок (снеговика, снежную горку)
Логопед: Медвежонок очень удивлен, что со снегом можно играть и не знает как лепить снежки. Покажем ему?
Физ минутка
«Давай, дружок, смелей, дружок!»
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Логопед: Ой, а снеговик то наш ожил!
Снеговик я непростой,
Любопытный, озорной!
Знать хочу, чем ребята
Занимаются зимой?
Называем чем занимаетесь зимой, но слушайте друг друга внимательно и следите, что бы не допустить ошибки.
Предполагаемые ответы детей:
Зимой я катаюсь на санках (я бегаю на лыжах, я леплю снеговика, я катаюсь с горки)
Логопед: Никто не допустил ошибок в своих ответах?
Вот, дорогой снеговик, чем ребята занимаются зимой. А хочешь вместе с нами прокатиться на лыжах?
Ребята, покажем снеговику и Мишке, как надо кататься на лыжах?
Игра «Лыжники»
- какие звуки слышим, когда катаемся на лыжах?
Предполагаемые ответы детей:
Слышим звуки «с-з»
Дать характеристику звука «с»
Логопед: Ребята, Мишка и снеговик нашли очень интересную коробочку. Но что бы нам узнать, что в ней лежит, надо правильно отгадать ребус. Сможете его отгадать?
Какие картинки изображены? Приглядитесь, все ли клеточки заполнены? Кто сможет отгадать, какой картинки не хватает?
Предполагаемые ответы детей:
Не хватает снежинки.
Логопед: А сейчас проверим, правильно ли отгадали ребус.
Мишке и снеговику очень понравилось, как быстро и правильно вы отгадали ребус.
Мы снежинки увидали,
Со снежинкой поиграем?
Мы с вами превратимся в ветерок:
Как подует ветерок, так закружится снежок.
- А, вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать.
Предполагаемые ответы детей:
Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.
Логопед:
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
- кто сможет назвать слова-действия к слову снежинка?
Предполагаемые ответы детей:
Моя снежинка кружится (летит, ложится, падает, приземляется, опускается, снижается, тает, искрится, закружилась, липнет, порхает)
Логопед: Снеговик хочет показать свое любимое стихотворение. Хотите посмотреть? Слушайте внимательно, в этом стихотворении встречаются слова-родственники к слову снег. И после нужно будет назвать их.
Показ стихотворения «Про снег»
Логопед: Ребята, какие слова-родственники вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемые ответы детей:
Снегирь, снежная, Снегурочка, снеговик, снежинка, снегокат.
Логопед: Молодцы, как много слов запомнили.
Логопед: А почему так называют: снегопад? (снегокат, снегоход)
Закрепление пройденного материала. Работа с раздаточным материалом
Логопед: Сможете ли составить эти слова из слогов?
Закрепление образования сложных слов.
Итог занятия. Оценка деятельности детей
Как вы думаете, медвежонок сможет теперь узнать зиму?
- Что для этого делали?
-А что было для нас сложным? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Мишка теперь точно сможет отличить зиму от другого времени года. Он говорит вам большое спасибо.