Елена Муравьева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Домашние птицы и их птенцы»
Домашние птицы и их птенцы
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
• уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по данной лексической теме;
• формировать навык пересказа текста по серии сюжетных картинок.
Коррекционно – развивающие:
• развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику,
просодическую сторону речи;
• продолжать развивать у детей умения: образовывать существительные множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе „Домашние птицы и их птенцы“» размещена в разделах
- Гнезда и птенцы весной
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать внимание, память, мышление, воображение.
Коррекционно – воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам и их птенцам;
• учить внимательно, слушать собеседника;
• формировать навыки доброжелательности и самостоятельности.
Оборудование:
• иллюстрации с изображением домашних птиц и их птенцов;
• настенное панно «В деревне»;
• шарики Су-джок;
• серия картинок по сказке К. И. Чуковского «Цыпленок»;
• магнитная доска.
Предварительная работа:
Чтение стихов про домашних птиц : «На птичьем дворе», «Важный гусь», «Я пасу гусей», «Петушок», «Как петуха лечили». Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Ход занятия:
Организационный этап.
1. Приветствие
2. Массаж лица.
3. Развитие мимических мышц.
4. Развитие артикуляционной моторики
5. Работа над развитием дыхания и голоса.
Коррекционно-развивающий этап.
1. Вопросно-ответная беседа:
Логопед : Ребята, мы продолжаем гостить у бабушки и дедушки в деревне. И сегодня мы с вами снова на птичьем дворе. И будем говорить про домашних птиц и их птенцов. Ответьте на мои вопросы полным ответом:
Каких домашних птиц вы знаете? (Ответы детей)
Чем покрыто тело домашних птиц? (Тело домашних птиц покрыто перьями)
А почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)
2. Игровое упражнение «Один и много»
Логопед : Давайте поиграем в игру «Один — много»(игра с мячом).
Мы волшебники немного, был один, а станет много.
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
3. Игровое упражнение «Назови ласково»
Логопед :- Бабушка очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их бабушка: (игра с мячом)
Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок –, птенец-птенчик, крыло –, клюв -, перо -, лапа -, хвост – …
4. Физкультминутка.
Логопед : - Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебные превращения», превратиться в птиц и вспомнить как домашние птицы разговаривают.
Инструкции логопеда Выполняевые движения
Индюки шагали, весело болтали:
Бл-бл-бл, бл-бл-бл, Дети идут по кругу, повторяют звукоподражание
Наши утки у пруда -
Кря-кря-кря, кря-кря-кря. Идут на внутренней стороне стопы и повторяютзвукоподражание
Наши гуси на пруду –
Га-га-га, га-га-га. Идут гусиным шагом и повторяют звукоподражание
Наши курочки в кустах –
Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Присели и пальчиком стучат по полу (клюют зернышки) и повторяют звукоподражание
А как Петя-петушок
Рано – рано по утру Идут поднимая поочередно ноги и хлопают руками по бокам
Нам споет КУ-КА-РЕ-КУ! Хлопают руками по бокам и повторяют звукоподражание
5. Работа над пересказом сказки К. Чуковского «Цыпленок» с опорой на сюжетные картинки.
Логопед : Жил на свете цыплёнок. Он был совсем маленький, но думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
У цыпленка была мама. Она его очень любила. Мама была вот такая.
Мама кормила цыпленка червяками. И были эти червяки вот такие.
Как-то раз налетел на маму Чёрный Кот и погнал её прочь со двора. И был этот кот вот такой.
Цыплёнок остался у забора один.
Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: "Кукареку!" И важно посмотрел по сторонам: "Я ли не удалец? Я ли не молодец?"
Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: "Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!"
Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!" А была лягушка вот такая.
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.
Пальчиковая гимнастика
Инструкция логопеда Выполняемые движения
Есть у курицы цыпленок, Поочередно одевают колечко шарика Су – Джок на пальчики, начиная смизинца правой руки.
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Катают шарик Су – Джок между ладонями.
Логопед задает вопросы по сказке.
Логопед : - Про кого рассказывается в этой сказке (В этой сказке рассказывается про цыпленка и его маму.)
Какой был цыпленок? (Цыпленок был маленький, но думал что он большой и задирал голову.)
Кто был у цыпленка? (У цыпленка была мама-курица.)
Чем она его кормила? (Она кормила его вкусными червяками.)
Кто прогнал маму со двора? (Маму со двора прогнал злой черный кот)
Кого увидел цыпленок? (Цыпленок увидел большого, красивого петуха.)
Что сделал петух? (Петух взлетел на забор, вытянул шею и во всё горло закричал)
Что закричал петух? (Ку-ка-ре-ку! Я ли не удалец? Я ли не молодец)
Что запищал цыпленок? (Пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец.)
Что произошло дальше? (Цыпленок плюхнулся в лужу.)
Кто смеялся над цыпленком? (Над цыпленком смеялась лягушка.)
Что она сказала? (Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха)
Что сделала мама? (Мама пожалела и приласкала цыпленка.)
После ответов на вопросы 3-4 ребенка пересказывают сказку.
Итоговый этап.
Логопед подводит итоги занятия, благодарит всех за старание.
Отмечает наиболее активных рассказчиков.