Татьяна Алферова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной группе по теме : «Насекомые»
Тема: «Насекомые»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
• формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
Коррекционно-развивающие:
• упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• закреплять знания о частях тела насекомых;
• активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
предметные картинки, разрезные картинки, текст стихотворения, картинки для работы с предлогами, картинки для игры: «Четвёртый лишний».
Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Мадзалевский «Мотылёк», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик», К. И. Чуковский "Муха Цокотуха".
Ход занятия
Организационный момент
Логопед :
Чтение отрывка из стихотворения «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха-Цокотуха, Я вас чаем угощу!»
Позолоченное брюхо! Тараканы прибегали,
Муха по полю пошла, Все стаканы выпивали,
Муха денежку нашла. А букашки по три чашки
Пошла Муха на базар С молоком и крендельком:
И купила самовар: Нынче Муха-Цокотуха
«Приходите, тараканы. Именинница!
Логопед :
Назовите одним словом персонажей из стихотворения? (Насекомые).
Логопед :
Посмотрите на картинки, назовите этих насекомых.
Посчитайте их.
Игра: «Один-много» — образование существительных родительного падежа множ ественного числа.
Один шмель — много (кого) шмелей.
Один комар — много (кого) комаров.
Муха, таракан, стрекоза, пчела, оса, кузнечик …
А как можно назвать насекомых ласково?
Игра: «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар — комарик. Паук — паучок.
Стрекоза — стрекозка. Шмель — шмелик.
Пчела — пчёлка. Муха — мушка.
Жук — жучок.
Внимательно послушайте предложения и подумайте, как можно закончить предложение.
Игра: «Закончи предложение»
Муха разносит — (болезни). Жук грызёт — (кору).
Пчела собирает — (мёд). Гусеница объедает — (листья).
Комар кусает — (человека). Божья коровка поедает — (тлю).
Как вы думаете? Как можно сказать если:
Игра: «Образуй сложные слова»
Бабочки разного цвета, значит они — разноцветные.
Муравьи любят трудиться, они — трудолюбивые.
Комар пьёт кровь, он — кровопийца.
У таракана длинные усы, значит он — длинноусый.
Молодцы!
Сейчас мы поиграем в игру. Назовите лишнее.
Игра: «Четвёртый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, самолёт.
Комар, бабочка, белка, кузнечик.
Оса, стрекоза, бабочка, таракан (не летает).
Ребята, посмотрите на этот куст. Кого вы там увидели? Закрепление предлогов.
Игра: «Кто, где спрятался?»
Бабочка — на цветке, жук — под листом, стрекоза — перед кустом, муравей между палочками, кузнечик — за кочкой и т. д.
Возьмите картинки и скажите, что вы увидели:
Игра: «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?
У муравья лапки — муравьиные, голова — муравьиная.
У пчелы крылышки — пчелиные, голова — пчелиные.
У комара животик — комариный, голова — комариная.
Динамическая пауза.
Логопед читает текст. Дети выполняют движения.
Я шагаю по лужайке — Шагают.
Сверху ясно мне видна Поднимают руки вверх.
Вся зелёная страна. Разводят руки в стороны опуская их.
Вот улитка — добрый гномик — Показывают пальчиками усики (два пальчика).
На себе таскает домик. Обхватить себя руками.
Вот стоит высотный дом — Руки вверх.
Муравьи хлопочут в нём. Два пальчика шагают по столу, полу.
Ребята, посмотрите под кустом что-то лежит?
Это конверты. Прошу собрать картинку.
Игра: «Собери насекомое из частей».
Какие разные и красивые у вас получились картинки.
А сейчас, мы составим рассказы про этих насекомых.
Рассказы составляем с опорой на схему.
Логопед показывает схему описания и уточняет у детей, как нужно строить свой рассказ.
Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:
• какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т. д.).
• где оно живёт (улей, муравейник, листья трава).
• чем питается (нектаром листьями, корой деревьев).
• как передвигается (с помощью лап или крыльев).
• Вред или пользу приносит окружающей среде.
Составление рассказа о бабочке по схеме.
Бабочка.
Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко, усики. Бабочка — это летающее насекомое с красивыми большими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.
Дети составляют ещё 3-4 рассказа.
Игра: «Отпрыгай слово по слогам».
Гу-се-ни-ца, куз-не-чи-ки, му-ра-вей-ние, о-са, та-ра-кан, со-ро-ко-нож-ка, жук.
Игра: «Прохлопай каждое слово скороговорки по слогам» :
«Слишком много ножек у сороконожек».
Логопед (подводит итог занятия) : «О ком мы сегодня говорили? Какую пользу приносят насекомые? Каких насекомых вредителей вы знаете?