Федина Анна Николаевна
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Знакомство с шахматной страной»
Цель: познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами.
Программное содержание:
1. Коррекционно-образовательные: упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в согласовании количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов; совершенствовать навык звуко-слогового анализа, закрепление правильного употребления предлогов.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Знакомство с шахматной страной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве; расширять словарный объём детей, диалогической речи, развивать логическое мышление.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитание самоконтроля за речью, формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
Демонстрационный материал : шахматная доска, шахматы белого и черного цвета, мешочек.
Раздаточный материал: наборы для составления схем слов.
Структура и методические приемы НОД:
Организация начала занятия – создание эмоционального настроя.
Основная часть:
– развитие пространственного мышления : «Определите местонахождение фигуры»;
– закрепление правильного употребления предлогов : «Где фигура?»;
– согласование количественных числительных с прилагательными: «Посчитаем фигуры»;
– совершенствование навыка звуко-слогового анализа слова;
– физкультминутка;
– согласование прилагательного с существительным в родительном падеже: «Что изменилось»;
– совершенствование тактильного ощущения и восприятия: «Волшебный мешочек».
Заключительная часть:
– рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент: дети стоят полукругом.
Логопед : Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед : Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
2. Основная часть:
Логопед : Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительной игрой «Шахматы», послушайте стихотворение:
Вся в квадратах – белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
1. Развитие пространственного мышления : «Определите местонахождение фигуры»;
Логопед : Вот перед вами, ребята, шахматная страна. Какого цвета одежду носят жители этой страны?
Дети: Белого и черного.
Логопед : Нас встречают первые жители страны.
На шапке – пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я,
Конечно, я король.
Логопед : Белый король просит вас расселить их с черным королем по своим местам. Кто самый смелый?
Перед ребенком пустая шахматная доска и рядом все фигуры.
Логопед : «Поставь белого коня в правый верхний угол, а черного – в левый нижний угол».
2. Закрепление правильного употребления предлогов : «Где фигура?»;
Логопед : Ребята, посмотрите, нас встречают две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик белый, у светлой – чёрный.
Стою рядом с королём,
Но не путать со слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Супер сильного ферзя.
Логопед : Ферзи играют в прятки. Черный ферзя никак не может найти белого. Давайте ему поможем.
Логопед манипулирует фигурой, а ребенок отвечает, где находится фигура. Используются предлоги НА, ПОД, ЗА, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С, СО.
3. Согласование количественных числительных с прилагательными: «Посчитаем фигуры»;
Логопед : Нас встречают следующие четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.
Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь.
Ну, отгадывай, не хвастай,
Да конечно это – конь.
Логопед : Ребята, кони нас просят о помощи. Они никак не могут посчитать, сколько их, давайте им поможем.
(дети по очереди выставляют фигуры и считают их)
Дети: Один белый конь, два белых коня, три белых коня, четыре белых коня. Один черный конь, два черных коня и т. д.
Логопед : Скажите правильно: один конь, два… (коня, а много… (коней).
4. Совершенствование навыка звуко - слогового анализа слова;
Логопед : Ребята, посмотрите, перед вами вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные, давайте познакомимся с ними.
Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас,
Стоим рядом, не садимся
И с ферзём, и с королём – слоны.
Логопед : Сколько слогов в слове «слоны».
Дети отхлопывают слоги в ладоши и называют их количество.
Логопед : А теперь давайте выложим звуковую схему слова.
Дети слушают слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
5. Физкультминутка
Дети встают в круг, повторяют движения за логопедом.
Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охота – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
6. Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже: «Что изменилось»;
Логопед : А вот выходят четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – ладьи.
Мы стоим как башенки.
Логопед : Сколько уже фигур мы с вами узнали. Давайте вспомним, как они называются (логопед выставляет по одной белой фигуре, дети называют ее название). А теперь, я предлагаю вам запомнить, как именно стоят фигуры. Когда наступит ночь, вы закроете глаза, я в это время уберу фигуру. Когда наступит день, вы должны догадаться какой фигуры не стало.
7. Совершенствование тактильного ощущения и восприятия: «Волшебный мешочек»;
Логопед : И наконец, с вами хотят, познакомится самые маленькие круглоголовые фигуры : восемь светлых и восемь тёмных.
Кто не любит прыг да скок, Кто ходить привык без спешки,
И берет наискосок?
Ну конечно, это … пешки.
Логопед : Теперь, вы знаете, всех жителей шахматной страны. Давайте, мы теперь, попробуем определить их на ощупь. Опустите руку в мешочек и попробуйте угадать, какую фигуру вы взяли.
В мешочек помещаются фигуры. Дети, не глядя, вытаскивают по одной.
Логопед : А сейчас, опустите руку в мешочек и нащупайте такую же фигуру, как у меня».
Итог занятия :
Логопед : Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что особенно запомнилось? Ответы детей.
Логопед : Наше путешествие подошло к концу. Жители Шахматной страны прощаются с вами, и будут ждать следующей встречи. И закончить я хочу словами:
Раз, два, три, четыре!
Будем жить в ладу и мире!
Будем весело играть:
В шашки, шахматы, лото –
Не поссорит нас никто!