Елена Анохина
Конспект фронтального логопедического занятия «Царство овощей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Царство овощей»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, общую моторику, координацию речи с движениями.
Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
Развивать память, внимание, мышление.
Развивать тактильную чувствительность.
Коррекционно-образовательные:
Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
Упражнять в образовании относительных прилагательных; согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Развивать связную речь, совершенствовать точную последовательность словесного воспроизведения материала, составлять простые предложения.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Оборудование: овощи в мешочке, корзинка, мяч, банка для засолки овощей.
Ход занятия
I. Вводная часть.
В зал входят дети, приветствуют гостей.
Дети встают в круг и произносят:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II. Основная часть.
1. Рассматривание овощей. Беседа по теме.
Логопед : Ребята, я сегодня по почте получила письмо, но почта у меня не простая, а электронная, и письмо необычное. Давайте вместе посмотрим.
Логопед включает видеозапись. На экране компьютера появляется незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка, меня не случайно так назвали, я и правда, почти ничего не знаю. В нашем Цветочном городе все жители начали собирать урожай, а меня не зовут, я ведь совсем ни чего не знаю об овощах. Вот поэтому я решил прислать вам письмо, чтобы вы помогли мне и рассказали все, что вы знаете об этих самых овощах. Помогите мне, ну пожалуйста!
Логопед : Ребята, ну что поможем Незнайке?
Дети: Да!
Логопед : А для того чтобы незнайка смог увидеть наше занятие, мы ему тоже запишем видео письмо и отправим в Цветочный город. Не будем терять время и начнем вспоминать, что же мы знаем об овощах! И сейчас отправимся на огород. А чтобы не заблудиться, мы будем идти вот по этой тропинке из листьев.
(Дети друг за другом идут по тропинке).
Логопед : Ребята, а почему у нас под ногами желтые, красные, коричневые листочки?
Дети: Листья опадают с деревьев, наступила осень.
Логопед : Правильно, вот мы и пришли.
Ребята, а где же растут овощи?
Дети: на грядках, в парнике.
Логопед : Осенью на огородах собирают урожай овощей. Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте?
Дети: срывают, срезают.
Логопед : Как собирают овощи, которые растут под землей?
Дети: выкапывают, выдергивают.
Логопед : Молодцы. На нашем огороде, к сожалению, уже собрали урожай, но оставили нам вот такой «Волшебный мешочек» с овощами. Сейчас мы будем определять овощи на ощупь.
(Дети по очереди определяют овощ, называют его и складывают в корзинку).
Логопед : Ребята, а что мы сейчас положили в корзинку?
Дети: Овощи.
Логопед : Вот какой славный урожай мы собрали.
(Дети садятся за столы).
2. Составление синквейка.
(Логопед достает овощи по одному, предлагает детям ответить на вопросы)
Слово - предмет:
Логопед : Что это? (показывает морковь)
Ребенок: Это морковка.
Слова - признаки (2 лова) :
Логопед : Какая она?
Ребенок: Длинная, красная.
Слова - действия (3 слова) : Логопед : Что с ней делают?
Ребенок: Сажают, вырывают, кушают.
Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к предмету: Логопед : Для чего тебе нужна морковка?
Ребенок: Я люблю кушать морковку.
Слово, отражающее сущность темы:
Логопед : Что такое морковка?
Ребенок: Это овощ.
3. Дидактическая игра “Повар и овощи”
- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.
- Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Получится овощной салат)
- Салат из капусты? (Капустный)
- Из свёклы? (Свекольный)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
- Из помидор сделаем сок - томатный сок.
Логопед : Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. А вы знаете ребята, чем полезны овощи?
Дети: В них много витаминов.
4. Игра «Четвертый лишний»
Логопед : помидор, банан, перец, лук
Дети: Банан
Логопед : репа, апельсин, морковь, свекла
Дети: апельсин
5. Физ. минутка и артикуляционная гимнастика.
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед : Чтобы Незнайке было понятнее, мы покажем, какие бывают овощи. Репа здесь у нас растёт.
Открывай по шире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Широко открыть рот (удерживать под счет до 5-6).
Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки».
Логопед : Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Логопед : Лопаты готовы, а теперь будем ее копать! Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед : Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Логопед : Молодцы, садитесь на свои места.
7. Игра «Один — много»
Логопед : Посмотрите на экран. Сейчас я буду называть один овощ, а вы много овощей. ( Например: дом-дома)
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Тыква — тыквы
Кабачок — кабачки
Баклажан — баклажаны
8. Игра «Какие овощи нарисовал художник?»
Логопед : Ребята, давайте посмотрим на картинку и скажем, какие овощи нарисовал художник.
Дети: Капуста, морковь, картофель, помидор, горох, свекла.
9. Лепка овощей из пластилина.
Ребята, а сейчас, на память Незнайке, мы слепим из пластилина овощи.
(Готовые огурцы и помидоры складываются в банку и закручиваются).
III. Заключительная часть.
Окончание занятия и подведение итогов.
Логопед : Ребята мне кажется, мы смогли помочь Незнайке и записали для него хороший урок. А он нам в благодарность прислал угощение, и совсем не виртуальное, а вкусное и натуральное! Логопед угощает детей конфетами.