Ирина Морозова
Конспект фронтально-подгруппового занятия для подготовительной логопедической группы «Звуки [х]-[х’]». Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной
логопедической группы по обучению грамоте. Звуки «Х», «Хь». Буква «Х».
Подготовлено : учителем-логопедом
МДОУ «Детский сад №82» г. Ярославль
Морозовой Ириной Николаевной
2024 г.
Цель: Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх.
Задачи:
Публикация «Конспект фронтально-подгруппового занятия для подготовительной логопедической группы „Звуки [х]-[х’]“, Буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Коррекционно-образовательные. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой «Х». Профилактика нарушения письменной речи. Автоматизация правильного произношения звука.
• Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
• Коррекционно-воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки
Использование методического материала: Демонстрационный материал пеналы с кружочками красного, зеленого и синего цвета. Пособие “Человечки-звуки”, предметные линейки для определения места звука в слове.
• Магнитная доска, магниты, мел, буквы.
• Дидактический материал по теме
• Изображение “чудо-дерева”
• Игрушки
• Предметные картинки
Ход занятия
I. ОРГМОМЕНТ
К нам пришли гости, мы очень удивились!
«Ах» (сядьте удобно)
II. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ
(Картина с изображением чудо дерева)
1. Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А мох на нем,
А пух на нем,
А мех на нем,
и орех на нем.
Вот какое наше дерево расчудесное.
- Закройте глаза (картинки убираются).
- Что же было на чудо дереве?
Ответы детей: пух, мех, мох, орех.
Л. : Какой звук чаще слышится в этих словах?
- Звук «Х». Сегодня мы будем знакомиться со звуком «Х».
Л. : Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык приближается к нёбу в глубине рта, значит во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук «Х» гласный или согласный:
Д. : Согласный.
Л. : Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Д. : Синим цветом.
Л. : Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите звонкий он или глухой?
Д. : Он глухой.
Л. : Твердый или мягкий?
Д. : Твердый.
Л. : Верно, это согласный твердый глухой звук. (Обозначается синим гномиком). А теперь возьмите по синему флажку, вы будете поднимать его, когда услышите звук «Х».
Выделение звука «Х» из ряда звуков
«Х», «К», «Т», «Х», «Т», «Г», «В», «Ф», «Х»…
«Ха», «Ку», «Го», «Фу», «Ка», «Хо»…
«Халат», «Гном», «Хобот»…
III. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Л. : А какие мы знаем звуки, которые обозначаются красным цветом (красными гномиками)
Д. : Гласные: А У О И.
Л. : Соединим гласный звук с согласным звуком «Х»
А-Х=АХ
О-Х=ОХ
У-Х=УХ
- Сколько звуков в слоге АХ?
- Какой первый звук?
- Какой звук второй?
2. Анализ и синтез прямых и обратных слогов
АХ, ОХ, УХ, ХА, ХО, ХУ
3. Полный анализ односложных слов ПУХ, МОХ. Составление схем.
Л. : К нам в гости пришел медвежонок. Дети, угадайте как его зовут?
Д. : ВИННИ-ПУХ
Л. : Только медвежонок забыл, как говорить последний звук «Х», давайте его научим
ПУ-Х
МЕ-Х
МО-Х
СМЕ-Х
СТРА-Х
ОРЕ-Х
ПЕТУ-Х
ЛОПУ-Х
ПАСТУ-Х
ГОРО-Х
ШОРО-Х
ЗАПА-Х
ОТДЫ-Х
КОНЮ-Х
Задание:
Л. : Объясните, кто такой конюх?
- Кто такой пастух?
- А еще вместе с медвежонком к нам пришли его друзья. Отгадайте, кто это.
• Очень рано встает,
Голосисто поет,
Детям спать не дает (петух)
• Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят (черепахи)
• Кто над нами вверх ногами? (муха)
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Ребята, у медвежонка Винни-Пуха есть друг Хомка.
Хомка, хомка-хомячок,
Полосательный бочок.
Хомка рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать
Хомка такой хвастунишка!
Он утверждает, что все обо всех знает.
- Хомка, а знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк?
- с «О».
- Ребята, а вы согласны с ним?
Какой первый звук вы слышите в словах «Хомка», «Хомяк», «Хвастун»?
- Звук «Х».
- Послушайте слова с пропущенными звуками, которые неправильно назвал Хомка и исправьте его.
Х… омяк – хомяк
…вост – хвост
…леб – хлеб
…вастун – хвастун
…озяйка – хозяйка
…олодильник – холодильник.
Задание: объясните Хомке значение слова холодильник.
- А теперь послушайте, что Хомка хвастунишка придумал
V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ г. Юдина «Хомка-хвастун».
Вопросы:
Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
А что делал слон? (Хрюкал)
Это правда или нет?
Кого еще встретил хомяк? (Змей)
Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
А это правда или нет?
Ребята, а как вы думаете, что придумал хомка-хвастун? Чего не бывает на свете? Назовите слова со звуком «Х».
VI. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Х»
Л. : Каждый звук живет в домике, который называется «буква». На что похожа буква «Х»?
Д. : ответы
Нахождение буквы «Х» на рисунке.
Выкладывание буквы «Х» из природного материала.
Печатание буквы, слогов, слов с буквой «Х».
Печатание слов ухо, муха, мухи. Звуко-буквенный анализ слов.
VII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Молодцы! я думаю, вы много запомнили слов со звуком «Х».
Назовите мне слова со звуком «Х» и определите, где стоит звук – в начале, в середине или в конце определите твердый он или мягкий.