Иванова Елена
Конспект фольклорного мероприятия «Русские народные посиделки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фольклорного мероприятия в подготовительной группе «Русские посиделки!»
Составила воспитатель: Иванова Е. В.
Цель: приобщать и знакомить детей с историей и традициями русского народа, формировать у детей представления об обрядах и обычаях русского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект фольклорного мероприятия „Русские народные посиделки!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Образовательные : продолжать знакомить детей с обрядами осеннего цикла, народными праздниками (посиделки, обогащая знаниями о старинных русских обычаях, играх, хороводах.
Развивающие : продолжать развить интерес к народной культуре, потребности в получении информации ( дать понятия: «посиделки»); развивать память, мышление, воображение, слуховое внимание, мелкую моторику рук, речь.
Воспитательные : воспитывать интерес к народным играм, хороводам, песням, небылицам.
Материал: предметы русского народного быта, ИКТ презентация игра «Отгадай, что есть в избе», аудиозапись русской народной песни «К нам гости пришли», видео шумовой оркестр, картинки к дид. игре «Что было и что стало», русские народные инструменты по количеству детей.
Предварительная работа: заучивания стихотворений для мероприятия, беседы с детьми о русских народных традициях, обычаях; слушание русских народных музыкальных произведений; чтение русских народных сказок, поговорки, пословицы, небылицы, загадки.
Словарная работа: каравай, традиции, обычай, посиделки, изба, печь, чугунок, ухват, скамья, прялка, коромысло, самовар, кочерга, сундук, лапти, колодец, сарафан, сундук, нескладушки, потешки, небылицы.
Индивидуальная работа: Кирилл Ратушный, Лиза Трухина.
Методы и приё мы: словесный (вопросы, загадки, скороговорка, краткая бесе-да, художественное слово, оценка работы, поощрение, игровой (народные игры, хоровод, наглядный (показ способа действия, предметов, практический.
Ход мероприятия : дети под музыку «К нам гости пришли» входят взявшись за руки
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей избе. Давно вас поджидаю, праздник без вас не начинаю. Как полагается, по русскому обычаю отведайте хлеба-соли, гости дорогие!
Уши слушают – все слышат. Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают. А как звать вас я не знаю.
Чтоб запомнить вас, друзья, Есть хорошая игра, с детства мне она родна: Каравай - принимай, своё имя – называй. (Дети передают каравай, называют свои имена).
Хозяйка: Проходите, гости дорогие, будьте как дома. У меня для каждого найдется и местечко, и приветливое словечко. Посидим рядком, да поговорим ладком.
Хозяйка: - Сегодня праздник у нас: русские посиделки! Что это за обычай такой? Кто знает? Ответы детей.
РЕБЁ НОК: На Руси все наши предки,
Чтобы время скоротать,
Собирали посиделки,
Поиграть и поболтать
Народ посмотреть,
И себя показать,
Хороводы водить,
Песни- нескладушки петь,
Веселые потешки- небылицы сказывать,
Загадки хитроумные загадывать.
РЕБЁ НОК: в старые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались осенью полевые работы, и был собран урожай, вместе собирались вечерами, чтобы песни попеть, шутки услышать, поиграть, да и рукодельничать. Называли это посиделки!
РЕБЁ НОК: Вот уж в избу мы вошли, что ж тут видим? Что нашли?
Горница здесь небольшая, да красивая какая.
Хозяйка: На убранство поглядите, да про все мне расскажите.
Игра «Отгадай, что есть в избе» ИКТ
• Она стоит в русской избе, от нее тепло везде. Вы поймете, о чем речь, это русская… (Печь) (на экране печь)
• Кашу варит всем дружок, круглобокий… (Чугунок)
• В печку слазить очень рад, а зовут его… (Ухват)
• Стоит у стола длинная кошка, у нее четыре ножки. Сидит на ней вся семья, это… (Скамья)
• У нее доска и палка - это бабушкина… (Прялка)
• Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, держит ведра… (Коромысло)
• Выпускает жаркий пар, чудо-чайник… (Самовар)
• Что за черная железная нога, в уголке стоит у печки… (Кочерга)
Хозяйка: Спасибо, все мои загадки отгадали. А откуда вы пришли?
РЕБЁ НОК: Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет – всякий спляшет и споёт.
Хозяйка: Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?
РЕБЁ НОК: 1,2,3,4,5 кто пойдёт со мной играть?
В прятки, жмурки, догонялки…
Соберитесь-ка, ребятки.
Будем бегать и скакать –
Силу, ловкость развивать!
ИГРА «СИДИ ЯША»
Хозяйка: Как нам выбрать водящего- Яшу? Правильно с помощью считалки!
РЕБЁ НОК: Мы собрались поиграть
Но кому же начинать?
Раз, два,три-
Начинаешь водить ты! (Выбирается Яша, ему завязывают глаза. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Яши)
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша!
Погрызи орехи,
Для своей потехи.
Яша делает вид, что грызет орехи. При слове «потехи» дети останавливаются, хлопают, Яша кружится с закрытыми глазами.
Свои руки покажи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни, Яша дотрагивается до ребенка, отгадывает, называет имя. Если отгадывает, тот становится водящим, т. е. Яшей.
Хозяйка: Ребята, а давайте с вами вспомним, как жили люди раньше, поиграем в игру «Что было и что стало»
• Игра «Что было и что стало»
• Раньше носили лапти, а сейчас… (Сапоги)
• Раньше в печи готовили, а сейчас… (На плите)
• Раньше на лавках спали, а сейчас… (На кровати)
• Раньше воду из колодца носили, а сейчас… (Из крана льется)
• Раньше в сарафанах ходили, а теперь… (В платьях)
• Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше… (В сундуках)
Хозяйка: А ведь у меня тоже есть сундук. Отопру сейчас замок и открою сундучок. Что под крышкою хранится? Может, нам это сгодиться?
Открывает сундук, а там музыкальные инструменты.
Хозяйка: Ну, ребятки, подходите и внимательно смотрите. Выбирайте, доставайте, и игру вы начинайте.
• Игра на музыкальных инструментах.
Хозяйка: Гости дорогие, а где же ваши небылицы?
РЕБЁ НОК: Небылицы в лицах,
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:
РЕБЁНОК- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался!
РЕБЁ НОК:- Сын, сходи за водой.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовёт, надо идти!
РЕБЁ НОК:- Фома, что из лесу не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Так он и меня не пускает.
Хозяйка: Приглашаю детвору на весёлую игру
А кого не примем, за уши поднимем
Уши будут красные до того прекрасные!
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
С помощью считалки выберем тех, кто будет стоять на воротах.
«Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду»
Часть детей стоит в кругу, взявшись за руки и подняв их вверх – ворота.
Другая часть детей, взявшись за руки, цепочкой проходят сквозь ворота.
Золотые ворота пропускают не всегда.
Я и сам пройду и друзей проведу.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.
После этих слов дети – «ворота» опускают руки, кто остался в кругу становится в ворота. Игра продолжается пока цепочка не станет очень короткой
Хозяйка: Вот как мы весело провели время на наших посиделках.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
Рефлексия: Ребята, скажите пожалуйста, что вас сегодня порадовало на наших посиделках? Может что-то огорчило? Ещё бы хотели побывать на посиделках? Благодарит и хвалит детей.