Нилова Наталья
Конспект дружеской встречи-консультации для родителей «Как и зачем обучают детей звуковому анализу слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как и зачем обучают детей звуковому анализу слова»
Цель: Привлечение родителей к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- Показать родителям значимость работы с детьми по развитию фонематических процессов;
- Познакомить родителей с разными видами игровых заданий для формирования фонематического анализа у детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Публикация «Конспект дружеской встречи-консультации для родителей „Как и зачем обучают детей звуковому анализу слова“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
Форма проведения: практикум с применением игротренинга.
Участники: логопед, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: магнитная доска, магнитный набор для составления звуковых схем слов, предметные картинки, раздаточный материал, мяч.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Игротренинг с родителями «Формируем фонематический анализ».
3. Заключительная часть.
Подготовительная работа: изготовление приглашений на дружескую встречу для родителей, подготовка презентации, сьемка на видео занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей речевой группе, подготовка памятки для родителей, составление опросника для родителей.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашей дружеской встрече, посвященной важности обучения детей фонематическому (звуковому) анализу слова. У детей с общим недоразвитием речи прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукового анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом Что же такое фонематическое восприятие? Фонематическое восприятие - это способность воспринимать звуковой состав слова. Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Поэтому это так важно. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение слышать каждый отдельный звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове, деление слова на слоги (Показ презентации).
2. Игротренинг с родителями.
Логопед: Уважаемые родители! Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая мяч соседу, сказать ему комплимент.
Логопед проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Логопед: А теперь, когда мы все представились друг другу и обменялись любезностями, мы можем поиграть в игру «Хлопай, не зевай!».
Я буду называть слова (дом, лук, поляна, лес, слон, сом, мел, крот и т. д., а вы, когда услышите слово, в котором есть звук «Л», хлопайте в ладоши.
Логопед проводит игру «Хлопай, не зевай!».
Цель игры: развивать фонематический слух.
Логопед: Предлагаю вам еще одну игру - «Домик».
Я раздам вам карточки с изображением предметов, в названиях которых есть звук «Л» и домики для слов. В каждом домике обозначено местоположение звука в слове – начало, середина, конец. В первый домик нужно будет поселить слова – названия предметов, начинающиеся на звук «Л», во второй домик - слова, в которых звук «Л» в середине слова, в третий домик – слова, где звук «Л» в конце слова.
Логопед проводит игру «Домик».
Цель игры: упражнять в определении места звука в словах.
Логопед: Пришло время самой сложной и интересной игры - «Составь схему слова».
Я буду называть слова (луна, слон, мел и т. д., а вам нужно будет на магнитной доске составить схему каждого слова с помощью специальных значков. Синие квадратики обозначают твердые согласные звуки, зеленые квадратики обозначают мягкие согласные звуки, а красные кружочки обозначают гласные звуки. Сколько звуков в каждом слове? А теперь давайте разделим каждое слово на слоги с помощью хлопков. Сколько слогов в каждом слове?
Логопед проводит игру «Составь схему слова».
Цель игры: развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему, упражнять в делении слов на слоги.
3. Заключительная часть.
Логопед: В заключение я хочу показать вам видео занятия, на котором ваши дети выполняют точно такие же задания. Вы сами увидите, какие трудности испытывает конкретно ваш ребенок, в чем именно ему нужна помощь и ваша поддержка.
Показ видео.
Логопед: Уважаемые родители! Чтобы наше дальнейшее сотрудничество было интересным и полезным для всех, я прошу вас ответить на несколько вопросов:
1. Если у Вас потребность и желание в проведении подобных собраний- консультаций?
___
2. Что полезного Вы узнали сегодня на нашей встрече? ___
___
3. По каким еще интересующим Вас темам Вы бы хотели получить консультации учителя – логопеда? ___
4. Заметили ли Вы улучшения в речи своего ребенка за время посещения им речевой группы?
___
Логопед: Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность! Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно более эффективно, я подготовила для вас памятки.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко, оно вибрирует). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Уважаемые родители! Очень точно следуйте инструкциям логопеда, выполняя рекомендательные задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едиными.